Бристоль

Место у моста

ГАВАНЬ, СТАВШАЯ СУДЬБОЙ

Порт Бристоля на атлантическом побережье долгое время был самым важным портом Англии. Отсюда начались многие торговые связи страны: сначала и Ирландией, затем с другими странами Европы и Америки.

Существуют свидетельства того, что люди вблизи приливной реки Эйвон селились еще в эпоху палеолита, здесь археологами были найдены орудия из камня, песчаника и кварцита. А первым известным поселением на месте современного Бристоля был римский военный лагерь под названием Абона, около 3 в. После того как ушли римляне, на атлантическое побережье в область Абоны пришли англы, являющиеся предками современных англичан наряду с саксами. Уже к 11 в. англосаксы обустроили на берегах рек Фром и Эйвон полноценный город. Именно тогда и появилось название Brycgstow - на староанглийском "место у моста": без мостов здесь никак нельзя было обойтись. В 12 в. Бристоль был одним из ключевых торговых портов Британии, через который шла торговля в основном с Ирландией. В 1247 г. через реку Эйвон был построен первый каменный мост (существующий ныне на его месте мост появился в 1768 г.). Язык местных жителей менялся, приобретал особую фонетику, и в соответствии с ней название поселения обрело новое звучание - Бристоль.
Богатая и распространяя свое влияние на соседние земли, уже к 1373 г. Бристоль "дослужился" до статуса самостоятельного графства. Бристольцы возили в Испанию и Португалию высококачественную английскую шерсть, а возвращались с трюмами, полными емкостями с хересом и портвейном. Тогда, на пике своего расцвета, Бристоль уступал лишь Лондону и Йорку по значению в жизни Англии.
Свирепствовавшая в 15-16 вв. эпидемия бубонной чумы не обошла и этот город - численность местного населения сократилась практически вдвое, а до эпидемии здесь жило от 15 до 20 тысяч человек. Но к чести английских мореплавателей, отправлявшихся из бристольского порта на поиски новых земель, это насколько не умерило их энтузиазм. Именно в ту эпоху они доставили на родину первые сведения о Канаде.
Второе дыхание открылось у Бристоля в 17-18 вв., во времена пика работорговли. Город был вовлечен в так называемую Треугольную торговлю: отсюда в Африку переправлялись товары, которые затем обменивались на "живой товар" - рабов. Их перевозили в Америку через Бристоль, а взамен американцы регулярно отправляли туда какао, сахар, табак, благодаря чему в городе заработали шоколадные и табачные фабрики.
В 19 в. Бристоль был вынужден уже по-новому приспосабливаться к изменившемуся окружающему миру. Англия потеряла свои колонии за океаном, была запрещена работорговля, на севере бурно развивались промышленные центры Ливерпуль и Глазго и, соответственно, их порты, торговавшие со всем миром. А тут еще и Наполеон ввел "континентальную блокаду" (1806-1814 гг.) - подконтрольные Франции страны не имели права вести торговлю с Англией.
Викторианская эпоха (1837-1901 гг.) для Бристоля ознаменовалась появлением новых учебных заведений, среди них был и Бристольский университетский колледж, будущий (1909 г.) Бристольский Университет. В 1841 г. здесь началось строительство железной дороги, знаменитый висячий мост через ущелье Эйвона появился в 1864 г.



ВОССТАВШИЙ ИЗ ПЕПЛА

Во время Второй мировой войны казалось, что Бристоль будет стерт с лица земли. Но городу удалось вернуть свой исторический облик.

Немецкие люфтваффе бомбили город с особой ожесточенностью. И совершенно неслучайно: здесь выпускались легкие бомбардировщики Blenheim, торпедоносцы Beaufort, тяжелые истребители дальнего действия Beaufighter, бомбардировщики-штурмовики Brigand; была налажена сборка американских самолетов. О событиях военных времен напоминает парк недалеко от Бристолького моста. Здесь оставлены в неприкосновенности руины древней церкви тамплиеров. 
После войны город был восстановлен, но среди приоритетных задач сохранение памятников архитектуры не значилось: нужно было срочно обеспечить людей недорогим жильем, новостройки были в основном типовыми. За восстановление исторического облика всерьез взялись лишь в 1980-1990-х гг. Тогда же в центральной части города начали сносить здания послевоенной постройки и строить на их месте комфортное жилье.
Минувшее по-прежнему живет на улицах Бристоля. Прогуливаясь по городу и осматривая чудом сохранившиеся постройки разных эпох, туристы могут составить достаточно полное представление от истории страны. Средневековье укрепления и церкви, особняки и административные здания эпохи Тюдоров, постройки в стиле барокко времени Стюартов. Самое популярное у туристов место - Бристольский кафедральный английский собор. Свою историю он начал еще в 1140 г., и тогда был церковью аббатства Святого Августина. Собор уцелел во время Второй мировой войны, сохранилось и его богатое внутреннее убранство: витражи, скульптуры; звучит орган.
Не менее интересен и знаменитый висячий Клифтонский мост, перекинутый через ущелье Эйвона. Идея его создания возникла еще в 1753 г. Один из местных коммерсантов согласен был даже оплатить строительство моста, он оказалось, что при технологиях того времени возведение подобной конструкции обошлось бы в целое состояние. В конце концов мост все-таки был создан из чугуна по проекту инженера Изамбарда Кингдома Брюнеля. С этого моста открывается великолепный вид на Бристоль, и к нему никогда не зарастает туристическая тропа. Но Клифтонский мост, как многие мосты подобной конструкции в мире, имеет и печальную славу "моста самоубийце": первые случаи прыжков с него были зафиксированы еще в конце 19 в. Прежде здесь ежегодно регистрировалось в среднем около восьми случаев падения, теперь эе это число сократилось вдвое - помог специальный защитный бордюр, установленный в 1998 г.
Свою историю Бристольская авиационная компания (ВАС) ведет с 1910 г. В 1962 г. Великобритания и Франция начали совместную работу по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера "Конкорд". 9 января 1969 г. в Бристоле состоялся его первый испытательный полет. Основные заводы ВАС расположены в пригороде Бристоля - Филтоне. Сегодня заводами владеют компании Airbus, GKN и BAE Systems, производство реактивных двигателей и авиамоторов принадлежит Rolls-Royce, производство управляемых ракет - компании MBDA. Крупные транснациональные корпорации, в том числе IBM, Hewlett Packard, Toshiba, Orange, также развернули свои производственные площади в Бристоле.