Ливерпуль

Корабль с рабами отправится из культурной столицы

В 2008 г Ливерпуль - один из крупнейших городов Англии - стал Европейской культурной столицей года. Культурная столица Европы выбирается Евросоюзом на один год, в течение которого этот город становится центром культурной жизни, в нем проводится ряд мероприятий для привлечения внимания инвесторов к культурному развитию столицы.

  Первое упоминание о поселке Лиуерпул, или "Темные воды", относится к 1190 г., когда на месте нынешнего Ливерпуля появилась крепость норманнских завоевателей. Да этого времени здесь жили только валлийские рыбаки, и "темными водами" они называли Атлантический океан. Официальной датой основания Ливерпуль считается 28 августа 1207 г., когда самый неудачливый король Англии, Иоанн Безземельный, в стремлении завоевать расположение своих подданных даровал поселку патент на право называться городом. Но даже в новом статусе Ливерпуль на деле еще долго оставался провинциальным поселком с населением в несколько сот человек. Как это часто случилось в феодальные времена, он подвергался набегам, его не раз сжигали дотла. Эти разорения совершались нецеленаправленно, мимоходом, и завоеватели надолго здесь не задерживались.
  Интерес к Ливерпулю возрос в 18 в., когда он стал важнейшим портом на западном побережье Англии, через который велась трансатлантическая работорговля и товарообмен с американскими колониями. В 1715 г здесь был построен первый в Англии открытый портовый док. Весь 19 в. Ливерпуль - лидер промышленной революции в Англии и во всем мире. К началу 19 в. на Ливерпуль приходится 40% мирового товарооборота и 80% всего объема работорговли. В 1834 г рабство в британских колониях запретили, но и после этого Ливерпуль еще долгое время оставался центром нелегальной торговли невольниками.
Население города умножилось за счет ирландцев: сотни тысяч их эмигрировали через Ливерпуль в Америку в течение 1840-х гг., во время Ирландского картофельного голода. Прибывшие на кораблях китайские повара, прачки и торговцы опиумом оседали в портовых кварталах, в результате чего в 1870-е гг здесь сформировался один из самых первых европейских Чайна-таунов.
  Ливерпуль процветал: в его доках строили колоссальные паровые суда вроде лайнера "Британник", младшего брата "Титаника", также трагически погибшего. Все четыре знаменитых корабля - "Уайт Стар Лайн", "Олимпик", "Титаник" и "Британник" были приписаны именно к Ливерпулю.
Но постепенно город начал угасать: торговля сократилась, доки закрывались, население покидало Ливерпуль. Первая мировая война и Великая депрессия нанесла сокрушительный удары по всем судостроительным и пароходным компаниям Англии, а с ними пострадал и портовый город. Во время Второй мировой войны Ливерпуль пережил массированные воздушные налеты, когда погибли 2,5 тыс. чел. и было разрушено множество домов. 
  После войны началось строительство новых доков, экономика оживилась, но в середине 1970-х гг начался новый спад: в судостроительной отрасли у города появились сильные конкуренты в Азии. В 1980-х гг Ливерпуль оказался на первом месте в Англии по числу безработных. В настоящее время ситуация в экономике города улучшается, но крайне незначительными темпами.
  Отчасти город спасло то, что в 1960-х гг он стал центром новой молодежной культуры - "быг-бит" и его местной разновидности - "мерсибит", подарившим миру феноменальную группу "Битлз". С этого времени Ливерпуль превратил в аттракцион для туристов все места, мало-мальски связанные с "Битлз". Это в немалой степени способствовало частичному возрождению экономики города.