ВЕЛИ

"Винный фонтан" Швейцарии

ДОЛИННЫЙ КАНТОН 

Многие столетия назад древние римляне назвали это место просто и незамысловато - Vallis (что в переводе означает "Долина").

  Вале - кантон на юго-западе Швейцарии, третий по площади после кантонов Граубюнден и Берн. Его разделяеи река Рона, несущая свои воды от истоков с востока к Женевскому озеру на западе.
  Желающие попасть в Центральную Европу с юга через кантон Вале используют два уникальных прохода: рукотворный Симплонский тонель и созданный природрой перевал Большой Сен-Бернар. Симплонский тоннель проложен под одноименным перевалом и связывает город Бриг в кантоне Вале с итальянским городом Домодоссола. Строили этот сквозной коридор с 1998 по 1906 г. Его длина - почти 20 км.
  Альпийским переваплом Большой Сен-Бернар, расположенным на высоте 2469 м, с IV в. до н.э. пользовались кельтские племена, а древние римляне считали его стратегически важным для империи, так как здесь лежал кратчайший путь из Северной Италии в Центральную Европу. Первал известен тем, что в 1050 г. святой Бернард из Ментона основал тут монастырь. Впоследствии первал и обитель получили его имя. После 1964 г., когда был открыт одноименный тоннель на высоте 1915 м, работа спасательной команды при монастыре не нужна. 
  История Вале как самостоятельной территории началась после большой битвы под Мартиньи в 57 г. до н.э., когда римляне одолели кельтов. Это определило судббу региона на несколько веков вперед: романизации подверглись не только кельты. но и германцы, которые получили власть на Вале в V в.
  В IX в. этот край был захвачен бургудцами и присоединен к их королевству. Знаменательное для истории Вале событие произошло в 999 г.. когда король Бургундии Родольф III (971-1032 гг.) предоставил права на управление Вале епископу Сьонскому Хуго. получившему позднее титул князь-епископа. Таким образом, в руках нового правителя Вале сосредоточилась светская и церковная власть.
  На территории Сьона и Вале претендовали графы Савойи, располагавшейся на территории современных Италии и Франции. В конечном итоге им удалось захватить большую часть Сьона, но в Верховном Вале сохранилась местная власть.
  В XIII в. Верхний Вале заняли немцы с территорией кантона Берн. Именно в те времена началась история нынешнего двуязычия в Вале (с преобладанием, впрочем, немецкого языка). В 1388 г., одержав верх над епископской властью, установленноой графами Савойскими, немцы стали расселяться по верхней части долины Роны. Таким образом сформировался немецкоязычный Верхний и франкоязычный Нижний Вале.
  В 1414-1420 гг. в Вале разгорелось восстание против власти епископа Раронского Вильгельиа II. После чего борьба за власть здесь не прекращалась на протяжении столетия. Наконец, в 1529 г. Вале провозгласил себя ассоциированным членом Швейцарской Конфедерации.
  В 1628 г. Вале независимой республикой с епископской властью (в противовес регионам, которые поддержали идею Реформации), а в 1798 г. - уже республикой под контролем наполеоновских войск. Впоследствии Вале входит в состав более крупных республик в регионе, пока в 1815 г. Вале наконец не вошел в состав Швейцарии на правах кантона.



КРАЙ ВИННОГО ИЗОБИЛИЯ

В Вале природой созданы идельные условия для выращивания виноградников. Чуть меньше половины вина, производимого в Швейцарии, выпускается метными винодельнями.

  Современный кантон традиционно условно делится на Нижний Вале на западе и Верхний - на востоке. Раздедение это сохраняется, в первую очередь, на языковом уровне. Однако Вале - один из немногих в Европе примеров того, как языковая граница совпадает с природной: франкофоны и немецкоговорящие живут по разные стороны гор Белла-Тола, Вайсхорн и Дан-Бланш.
  Вале - одна из самых засушлевых областей Швейцарии, с самым большим в стране числом солнечных дней. Здесь всегда была потребность в создании ирригационных систем, и до сих пор в катоне можно увидеть образцы водопроводов, сохранившихся со времен Средних веков.
Тем не менее в Рону и ее многочисленные горные притоки попадает большое количество влаги в результате таяния ледников на горных пиках и проливных дождей у подножия гор. Это способствовало развитию террасного виноградства в долине в масштабах, удивительных даже для такого винного региона Европы, как Швейцария. Поэтому кантон Вале стал своеобразным "винным фонтаном" страны: здесь производится около 40% всех швейцарских вин.
  Виноград в Вале созревает в уникальных условиях. Здесь господствует ветер "фён" - сильный, порывистый, теплый и сухой. Спускаясь с гор в долину, ветер овевает винограные террасы, находящиеся на высоте 460-760 м (до 1200 м) и создает необычный эффект теплого обдува. Кроме того, виноградники расположены на склонах в 40', и вода, спускающаяся с вершин, постоянно орошает лозу.
  Горные реки не только создабт благоприятные условия для сельского хозяйства, но и позволяют Вале снабжеть электроэнергией окружающие кантоны. Здесь построены уникальные по размерам и мощности гравитационные ГЭС.
Кроме винограда Вале славен шафраном - тавой, из которой делают пряность (поставляет ее деревня Мунд).
  Молочным скотоводством занимаются по всей Швейцарии, но лишь в катоне Вале с ним связан древний обычай "боя коров". Традиция эта сохранилась в коммуне Моллен; здесь каждый год собираются до 200 буренок черного цвета местной породв "эрен", драчливых и всегда готовых сразиться за звание главной в стаде. Впрочем, в ходе сражений ни одно животное не погибает: в отличие от боя быков (корриды) коровы бодаются между собой, а человек является только зрителем. Мероприятие это пользуется большой популярнотью у швейцарцев, превративших его в праздник кантонального значения; недаром каждую рогатую красавицу сопровождает не только владелец, но и группа поддержки.
  В Вале есть большой простор для занятий лыжным спортом. Здесь расположены 120 горнолыжных курортов мирового уровня. Самый известный из них - в районе горы Маттерхорн, около деревушки Церматт, находящейся в окружении 33 "четырехтысячников" Пеннинских Альп. Здесь очень заботятся об охране окружающей среды: передвижение на традиционном автотранспорте категорически запрещено, взамен предлагается воспользоваться электромобилями.