ЗОНДСКИЙ ПРОЛИВ

Пролив, где случилась всемирная катастрофа

НА СТАРИННОМ ТОРГОВОМ МАРШРУТЕ

С древних времен по Зондскому проливу курсировали торговые суда; особенно загруженным он оказался во времена существования Ост-Индской компании.

  Зондский пролив получил свое название от индонезийского Пасундан. что значит "Западная Ява".  Находится он между двумя из Зондских островов - Суматрой и Явой. Это пролив еще и между двумя океанами: проходя с северо-востока на юго-запад. он соединяет Яванское море Тихого океана с Индийским. Пролив достаточно глубокий в своей заппадной части, но очень мелкий на востоке.
  Берега здесь в основном низменные и заболоченные, местами к воде выходят горы; в удобных бухтах расположилось множество рыбацких деревушек. Судоходство вдоль побережья осложнено тем, что весь пролив, в особенности его северо-восточная часть, усеян огромным количеством небольших островов. Эти кусочки суши лишь изредка населены дикими козами и кабанами, в основном же являются необитаемыми. В самом узком месте пролива его глубина не менее 40 м, однако в проходах между островами глубина может не достигать и 12 м. что негативно влияет на судоходство.
  Особенность Зондского пролива - приливно-отливные течения. Это означает изменение направления течения на протяжении суток и зависит от характера ветра. При юго-восточном муссоне (май - октябрь) в течение 18 часов сильное течение наблюдается в юго-западном направлении, в остальное время можно наблюдать слабое течение на северо-восток. Во время западного муссона (декабрь - февраль) характер движения воды меняется с точностью до наоборот. Доминирующим считается течение на юго-запад. В само узкой части пролива скорость водного потока достигает 8 км/час.
  Зондский пролив с древних времен служил главным торговым путем для судов. чей маршрут пролегал из Индийского океана в Китай, Японию и на Филиппины. ообенно в 1602-1798 гг., во времена Голландской Ост-Индской компании, когда именно по Зондскому проливу пролегал морской маршрут на Острова пряностей (Молуккские острова Индонезии).
В настоящее время, из-за увеличения размеров кораблей и появления супертанкеров, многим судам приходится отказываться от прохода через узкий пролив и идти в обход. Кроме природных препятствий в виде течений и мелей. судоходству препяттвуют искусственные объекты - морские нефтяные платформы. что стоят вдоль берега острова Ява.



КОГДА ЗЕМЛЯ ВЗДРОГНУЛА

  В акватории пролива произошло печально известное извержение вулкана Кракатау. Тогда каменная порода, из которой был сложен вулкан, разлетелась в радиусе 500 км, а пепел накрыл территорию в 4 млн км-квадратных.

  Из всех островов. что усеяли акваторию пролива. самый заметный и знаменитый - Анак-Кракатау ("дитя Кракатау"), с его характерным для вулкана конусообразным пиком, возвышающимся на текущий момент а 8134 м над уровнем моря, и пик продолжает расти со скоростью 7 м в год.
  Стратовулкан Кракатау печально известен катастрофическим извержением 1883 г. Онон сопровождалось мощнейшими взрывами и выбросом колосального пепла на высоте до 70 км.
Ударные волны от извержения семь раз обошли вокруг Земли, а образовавшееся цунами высотой 30 м погубило 36 тыс. человек.
  Извержение 1883 г. уничтожило почти весь прежний остров. но на месте разрушенного появился новый - Анак-Кракатау ("Дитя Кракатау") и еще несколько совсем мелких островков. сложенных из вулканической пемзы. Сам же вулкан Кракатау сохраняет активность и сегодня.
  После той трагедии некоторые прибрежные участи были оставлены людьми навсегда. Но большая часть побережья Зондского пролива интенсивно заселяется. Чтобы избежать большого количества жертв при новом вероятном извержении, правительство Индонезии законодательным актом запретило местным жителям селиться ближе 3 км от острова Анак-Кракатау.
 Чтобы чделать эти места еще менее доступными, был создан Национальный парк Уджунг Кулон в западноц части острова Ява, в индонезийской провинции Бантен (Индонезия). Он включает вулканическую группу островов Кракатау и некоторые другие острова в Зондовском проливе. Это первый национальный парк Индонезии. В 1991 ЮНЕСКО внесло его в список Всемирного наследия.