Залив Бохайвань

Море Бо

БЕРЕГ МОРЯ, РОЖДЕННЫЙ ЖЕЛТОЙ РЕКОЙ

Плодородное побережье залива на протяжении тысяч лет очень плотно заселено, и это несмотря на то, что люди живут по соседству с рекой, прозванной "Горе Китая".

  Китайцы называю весь залив в целом коротко - "Бохай", что в переводе может означать и "море Бо", и "Бохайское море". Западная часть залива глубоко врезается в сушу по направлению к городу Тяньцзинь, и именно эту область в Китае называют Бохайвань. Залив отделен от открытого Желтого моря полуостровом Шаньдун с юга и Ляодунским полуостровом с востока.
Линия побережья залива Бохайвань, которая сформировалась за счет отложений, приносимых водами реки Хуанхэ и накапливавшихся в течение тысяч лет, проходит по краю Великой Северо-Китайской равнины. Влияние реки на формирование залива огромно: она приносит до 1380 млн т/год твердых осадков, размывая лёссовое плато Великой равнины и Шансийские горы, формирует рельеф дна залива и моря и окрашивает в желтый цвет как сам залив, так и море, получившее соответствующее название. При впадении в залив реки образует обширную дельту, которая выдвигается в море со скоростью 300-400 м/год, а в отдельные годы - даже на 1-1,5 км. За последние полторы тысячи лет Хуанхэ 26 раз менял свое русло, и впадала в Желтое море южнее полуострова Шальдун, а не севернее него. как в настоящее время. Нынешнее положение устья Хуанхэ было зафиксировано всего лишь в 1852 г.. и после этого дельта выдвинулась в залив Бохайвань на 20 км. Сама Жельтая река (Хуанхэ) и другие реки, впадающие в залив, сформировали особый тип побережья, получивший название "шенье-плейн". Это четыре ряда береговых валов, продвинутых на 50 км вглубь территории Китая. Береговые валы имеют ширину 50-60, иногда 200-300 м, а высоту 1-2, иногда до 8 м. Они сложены  песком с примесью гравия и ракушками различных видов.
  Здесь довольно высокие полусуточные приливы: вода поднимается пости на три с половиной метра. Приливы и реки образовали обширные илистые осушки - участки морского дна, обнажающиеся во время отлива и заливаемые водой во время прилива - шириной до 10 км. Местное население, огораживая его от моря, использует этот плодородный слой для выращивания злаков и овощей, и за тысячи лет вдоль берега выросла сложная система земляных дамб, построенных вручную и крайне чувствительных к разливам рек и ураганам с моря.
  Судоходство по заливу осложняется тем, что в прибрежной части он замерзает с ноября по март.
  До начала XX в. Бохайский залив носил наименование Чжили, или Бейчжили: до 1928 г. так называлась и прибрежная китайская провинция Хэбэй. прилегающая к Пекину. Так как она находилась рядом со столицей, то и управлялась наместником прямо из Пекина. В 1928 г. после победы Гоминьдана столица была перенесена в Нанкин, а провинция Чжили переименована в Хэбэй. Китайские коммунисты, придя к власти, не стали менять название провинции, зато изменили названия залива. Впоследствии залив Бохайвань получил свое современное название - по первому государству тунгусов и маньчжуров Бохай (Пархэ), просуществовавшему на берегу залива с 698 по 926 г.. пока его не завоевали кидани - кочевые племена, давшие название всему Китаю, используемое в некоторых славянских языках, в том числе в русском.



ЗАЛИВ "ПОД БОКОМ" У ПЕКИНА

Залив Бохайвань, лежащий, как и все Желтое море, на континентальном шельфе, хранит огромные нефтяные месторождения; по некоторым оценкам, их запасы составляют от 9 до 20 млрд тонн.

  Близость к столице Китая - Пекину - способствовала предращению залива в один самыз оживленных судоходных районов оживленных судоходных районов Мирового океана. В связи с этим на побережье Бохайваня расположен ряд крупнейших портов Китая.
  Городской округ Циньхуандао - крупнейший угольный порт страны, откуда уголь доставляется на самые мощные ТЭС в Китае. Примечательно, что в XIX в. на месте современного порта были расположены два города - две станции на пути железной дороги между Пекином и Шэньяном в провинции Ляонин. ТОлько в XX в. здесь был построен порт.
  Порт Тяньцзинь с грузооборотом 453 мон т(2011 г.) - крупнейший в Северном Китае. Кроме того, это главные морские ворота Пекина. Тяньцзинь является одним из четырех городов центрального подчинения КНР. Он поддерживает высокоскоростную железнодорожную связь с Пекином. В XX в. этот город стал одним из главных проектов индустриализации Китая.
  В акватории залива находится группа островов Чаншань. Они знамениты на все китайское побережье своими морскими фермами, где выращивают голотурию (морской огурец), моллюсков оболон, морского ежа, различные виды двустворчатых моллюсков, водоросль ламинарию (морскою капусту), морского гребешка и даже некоторые виды морской рыбы. Столь успешной работе по разведению моллюсков способствует мощный речной сток, образующий множество естественных отмелей, где и подрастют моллюски и иглокожие.
  Вторая по значению отрасль экономики района залива Бохайвань, так же, как и всего Бохайского залива, - добыча нефти и природного газа на континентальном шельфе. Здесь добывается основная часть всех шельфовых углеводородов Китая. Главный район нефтедобычи - месторождение Шэнли в городском округе Дунъин провинции Шаньдун. Общий объем разведанных нефтезапасов - более 600 млн тонн. Нефтяные месторождения обеспечивают 43,1% от общего размера добычи сырой нефти в стране. Месторождение осваивается с 1964 г.
  Жители территорий близ залива продолжают заниматься традиционным для региона трудом - добычей соли из морской воды (вдоль залива Бохайвань расположены обширные соляные бассейны площадью в десятки тысяч гектаров) и рыболовством. Здесь добывают преимущественно горбыля, рыбу-саблю, сельдь, и креветок.
  Несмотря на то, что Бохайский залив богат рыбой (это обусловлено большими объемами наносного ила), ухудшение экологической обстановки дает о себе знать. Одна из серьезных экологических проблем, серьезно влияющих на состояние залива, - грязные стоки Хуанхэ и других рек, стекающие в залив со всей Северо-Китайской равнины. Осложняет ситуацию и слишком интенсивная рыбная ловля. Опасность создает также нефтедобыча. осуществляемая в заливе: в 2011 г. Китайсской национальной шельфовой нефтяной корпорацией, третьей по величине в Китае, был допущен масштабный разлив нефти. В результате был загрязнен участок площадью 840 км-квадратных.