АККРА

Человеческий муравейник на Золотом Берегу

КРОВЬ И ЗОЛОТО

 Область Аккры давно привлекала внимание алчных пришельцев, искавших наилучшие условия для добычи золота и работорговли.

  Аккра расположена на берегу Гвинейского залива, на юге Ганы. НАзвание этого города представляет собой искаженное европейцами слово "инкран" из языка аканов - народности, составляющей основу населения свременной Ганы: онон означает "муравьи". Можноо предположить, что это название напрямую связано с тем, что вокруг столицы Ганы, в окружающих ее саваннах, очнь много муравейников, а эти черные насекомые издавна была священными существами для аканов.
  Первое поселение на месте Аккры появилось в XV в.: здесь обосновалась народность га. Столетие спустя португальцы первыми из европейцев ступили на землю будущей столицы Ганы. Чтобы закрепить свои позиции. они построили форт, который впрочем, продержался недолго: уже в 1578 г. был разрушен местными жителями.
  Тем не менее на протяжении XVII стлетия шведы, голландцы, французы, англичане следовали по стопам португальских колонизаторов. С приходов представителей сильных держав в области будущей Аккры пояа=вились новые форты: голладцы в 1605 г. возвели Ашер, в 1659 г. на месте разрушенного португальского форта был построен датский Кристиансборг, названный так в честь датского короля Кристиана V (1646-1699 гг.). В 1673 г. появился английский форт Джеймс.
  Подобный ажиотаж был связан с тем, что европейцы высоко оценили потенциал области на побережье Гвинейского залива как крупного центра торговли рабами. золотом и пальмовым маслом, каковым и стала юудущая Аккра. РАбов колонизаторам поставляли арабы и местные правители, золото добывалось в глубине материка и доставлялось к берегу по рекам, под плантации масличной пальмы вырубались леса по всему берегу. Естественно, что европейцы  соперничали друг с другом за влияние в регионе. Усугубляли ситуацию и войны мпежду местными племенами га, яким, аквапим и ашанти, боровшимися за монополию на торговл. рабами с белыми.
  В 1850 г. Дания продала Кристиансборг и другие свои форты англичанам, которые еще в 1821 г. основали на территории будущей Ганны колонию Золотой Берег. Сделка состоялась на фоне англо-ашантийских войн, под знаком которых прошел весь XIX в. как для английских колонизаторов, так и для Фежерации Ашанти - раннефеодального государства, существовавшего на месте Ганы. Последний военный конфликт между правительством Золотого Берега и ашанти разгорелся в 1900 г., и победа досталась колонизаром. В результате в 1901 г. вся торритория современной Ганы вошла в состав английской колонии.
  Между тем еще в 1877 г. Аккра стала административным центром Золотого Берега (раньше эту функцию выполнял Кейп-Кост). Англичан Аккра привлекла, в частности, тем, что здесь людей не так одолевала муха цеце, как в других районах на побережье, и можно было использовать гужевоц транспорт, а также кавалерийские войска.
  Пик национально-освободительного движения пришелся на период после Второй мировой войны. В 1957 г. борьба за независимость принесла свои плоды: на карте мира появилась Республика Гана, столицей которой стала Аккра.



ТРУЩОБЫ НА ФОНЕ РОСКОШИ

В Аккре есть место и монументам имперского масштаба, и безнадежным трущобам, многолетняя борьба с которыми пока не приносит плодов.

  За годы независимоти Ганы Аккра превратилась в политический, финансовый, торгово-промышленный и культурный центр республики. Правда, лавры главной гавани Ганы в 1961 г. перешли к соседнему городу Тема, за счет чего значение порта Аккра сил но кпало.
  Золото по-прежнему играет важную роль в жизни Аккры. Ведь этот город славится своими мастерами, владеющими искусством ювелирного дела, а также резьбы по дереву и слоновой кости. Этим традиционным для региона ремеслам в Аккре обучают в специальных училищах.
  Как это обычно бывает в большинстве городов с колониальным прошлым, общий архитектурный стиль Аккры довольно эклектичен. В центре столицы Ганы сохранились старые кварталы колониальной застройки, сосредоточенные вокруг исторического центра и нескольких старых английских, датских и голландских фортов. Элементы традиционной африканской архитектуры заметны в постройках второй половины XX в., когда город застраивался в соответствии с идеями Кваме Нкрумы (1909-1972 гг.) - первого премьер-министра и первого президента независимой Ганы, который придерживался идеи ускоренного развития Ганы, а затем - и всей Африки.
  В соответствии с планами Кваме Нкрумы, в Аккре строились помпезные общественные здания, сооружались величественные памятники. которые должны были нести в себе символический для нового государства смысл.
  Самый яркий архитектурный ансамбль того времени, созданный в честь обретения независимости Ганой, - площадь Черная Звезда (Независимости). Каждый год шестого марта здесь проводится парад в честь Дня независимости Ганы. На площади возведено несколько памятников. в том числе арка Независимости, а также монумент День Освобождления. Последний установлен в память о нескольких ганских ветеранах бирманской кампании времен Второй мировой войны, воевавших в составе подразделений британской армиии. По возвращении в Гану ветераны вышли на мирную акцию протеста против колониальной политики Англии, но были застрелены полицейскими.
  Во времена, когда у власти был Кваме Нкрума, жилицной политике на фоне очевидного перенаселения Аккры внимание не уделялось. В результате в столице образовались "сламы" - трущобы. Власти пытаются сносить самовольно сооруженные лачуги, но их усилия безрезультатны.
  В наши дни численность населения Аккры растет на 3,3% в год за счет переселения в город жителей сельских районов и иммигрантов из двух стран Африки, что провоцирует рост проблем жильем.
  В настоящее время подавляющая часть населения - это представители этнической группы аканов. Несмотря на старания католических миссионеров, многие горожане сохранили приверженность традиционным африканским верованиям и поклоняются духам предков. Большинство верующих формально считают себя христианами, но на деле пренадлежат к различным христиано-африканским сектам, подчас удивительным образом соединяющим библейские тексты с африканскими обрядами. Ярче всего это выражается в традиционном для Аккры обряде похорон, когда под христианские псалмы усопшего предают земле в гробу, оформленном в соответствии с родом занятий покойного: в виде рыбы, автомобиля "тро-тро", молотка, торгового прилавка и даже персонального компьютера.