Триполи

НА восточном побережье Средиземного моря.

БОРЬБА ЗА ТРОЕГРАДЬЕ

В самые древние времена этот уголок на восточном побережье Средиземного моря облюбовали финикийцы. Затем он приглянулся персам, за которыми последовали римляне, арабы, крестоносцы, мамлюки и турки.

На мысу, далеко выдающемся в море, находится портовая часть Триполи. От портовых сооружений Эль-Мина идут несколько прямых, как стрела, улиц и дорог в конце пути упирающихся в стены города, построенного на некотором расстояние от моря, чтобы можно было организовать оборону жилых кварталов. Корабли противника могли высадить войска только в районе порта, и у горожан всегда оставалось время, чтобы подготовится к отражению штурма. А таких штурмов за долгую историю Триполи было бессчетное количесво.
Принято считать, что Триполи основали финикийцы примерно во 2 тыс. до н.э. - там, где сегодня находится порт Эль-Мина.
Первоначальное финикийское название затерялось во времени, и город остался с греческим именем Триполи, или "Троеградье". Причина в том, что внутренние стены делили город на три сектора, в которых жили представители различных национальностей: уже тогда сложились основы нынешнего многоконфессионального Ливана.
Со времен финикийцев Триполи сменил несколько названий. В 14 в. до н.э. город упоминается в Амарнских глиняных табличках как Ахлия или Вахлия. Чтобы отличать ливанский Триполи от ливийского и греческого, арабы называют его Тарабулус-эш-Шам, или "Сирийский Триполи", а также Тарабулус-эш-Шарк, или "Восточный Триполи".
Триполи постигла участь других городов Финикии: он многократно был захвачен ассарийцами и вавилонянами.
На исходе 6 в. до н.э. Триполи стал портовым городом Ахеменидов - царской династии Древней Персии.
В 332 г. до н.э. Александр Македонский - в ходе ближневосточного военного похода - занял Триполи.
В дальнейшем повелители Триполи сменялись еще не раз: государство Селевкидов - преемников Александра Македонского, древние римляне, а после распада Римской империи - византийцы. За ними пришли захватчики из империи турок-сельджуков и Арабского халифата. 
Начиная с середины 7 в. Триполи оказался во власти арабских племен на несколько веков. После начала крестовых походов, в 1109 г., город захватили крестоносцы и провозгласили его столицей графства Триполи. Оно стало последним из четырех христианских государств, созданных после Первого крестового похода на территории Леванта.
Крестоносцы не смогли удержать Триполи, как и всю занятую территорию, и в 1289 г. в город вошли мамлюки египетского султана Калауна аль-Алфи. Они поголовно вырезали всех жителей Триполи, а сам город разрушили до основания, не желая оставлять стратегически важный пункт, доступный неприятелю с моря. Но прошло всего несколько лет, так как не было на Ближнем Востоке другого более удобного места, где сходились бы морские и сухопутные торговые пути.
Четыре века - с 1516 по 1918 гг. Триполи находился в составе Османской империи. После распада империи начался раздел территорий. В 1920 г. Триполи, чей статус был неопределенным, был включен в Ливан, находившийся под мандатом (управлением) Франции. С тех пор в городе очень сильны французские традиции и язык. В 1946 г., после Второй мировой войны, французы вывели армию из Триполи, который стал оплотом демократических преобразований в независимом Ливане.




СУННИТСКАЯ КРЕПОСТЬ ЛИВАНА

Этот город является оплотом правоверных мусульман Ливана, Триполи не раз становился ареной религиозных конфликтов.

После образования независимого государства Ливан в 1940-х гг. Триполи, ранее бывший столь же важным в экономическом отношении, как и Бейрут - столица страны, лишился своих исторических торговых связей с внутренними районами Сирии. Сегодня он остается вторым по величине городом и портом Ливана. Аль-Мина является частью конурбации Триполи, состоящей из порта и города.
Триполи - самый религиозный город Ливана, и его жители придерживаются крайне консервативных взглядов на вероисповедание и быт. Триполи часто называют "столицей ливанских суннитов": большинство населения города, являющегося традиционным бастионом суннизма в Ливане, составляют ортодоксальные мусульмане. Именно в Триполи зародилось движение ливанских салафитов, призывающих ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины.
Все важные события и праздники ливанских суннитов наиболее широко отмечаются именно в Триполи. Черные транспаранты с цитатами из Корана развешаны по всему городу, где открыты десятки бесплатных школ по изучению Корана, а большинство женщин выходят на улицу исключительно в накидкеникабе.
В Триполи также проживает небольшая коммуна алавитов - еще одного течения в исламе, занимающая отдельный район Джебель-Мохсен. Количество христиан в городе близко к 5%.
Столкновения на религиозной почве, происходящие в Ливане, затрагивают и Триполи. Большинство христиан Триполи покинули город во время Гражданской войны в Ливане 1975-1990 гг.
Несмотря на социально-конфессиональные проблемы. Триполи остается очень живописным арабским городом, принимающим туристов и торгующим изделиями ремесленников, например, на самом известном рынке Эль-Харадж, открытом еще в 14 в.
Центром города считается площадь Сахет эт-Телль, вокруг которой раскинулся запутанный лабиринт коротких улиц и переулков. С 14 в. здесь стоит мечеть Тайналь, украшенная разноцветным мрамором. Ближе к порту Аль-Мина начинаются кварталы нового города с широкими бульварами.
Одной из главных достопримечательностей Триполи является замок тулузского графа Сен-Жиля, построенный в конце 13 в. на холме откуда виден весь старый город.
Большая мечеть Триполи - классический пример того, как можно перестроить один храм в другой: мечеть переделана в 13 в. из собора Св. Марии, возведенного крестоносцами в 12 в. Колокольня собора превратилась в минарет мечети, а крестильня - в медресе. Несмотря на такие серьезные изменения, готический ломбардский стиль безошибочно просматривается во всех элементах мечети.
Турецкие бани Хаммам Эль-Жадид были сооружены в 17 в., но принимают посетителей и в наши дни, своим интерьером напоминая музей. Караван-сарай (постоялый двор) Хан Эль-Сабун известен всему Ближнему Востоку с древнейших времен. Именно здесь останавливались торговцы, покупавшие в Триполи оливковое мыло.
Сам город Триполи считается "самым ароматным" на всем Ближнем Востоке. Здесь растет очень много апельсиновых деревьев, во время цветения распространяющих приятный запах по всему городу. Поэтому жители называют Триполи "Аль-Файха", или "создающий аромат".
Еще одна его отличительная черта - четыре островка в районе порта. Это - единственное место у ливанского побережья, где есть острова. Самый большой из них - Пальмовый, на котором расположен национальный заповедник, открытый еще в 1922 г.