Панама

Ключ к двум океанам

НЕТ ДОБРА БЕЗ ХУДА

С началом колонизации Нового Света в 16 в. Панама в силу ее географического положения стала узловым транспортным центром. Но ей самой от этого не доставалось почти ничего.

В области Панамского перешейка люди жили еще за четыре-три тысячи лет до нашей эры, об этом свидетельствуют находки археологов. А эти находки просто удивительны. Вот что умели аборигены этих мест еще до нашей эры: в 4-3-м тысячелетиях знали технологию керамики и обработки золота, выращивали кукурузу во 2-м, а металлургию освоили в 1-м. Речт не идет о каком-то феномене. Все объясняет география: на перешейке сходились пути всех американских индейских цивилизаций и каждая что-нибудь да оставляла братьям из 60 местных племен.
Первым европейцем, чей корабль достиг берегов Панамы, стал, конечно, конкистадор. Звали его Родриго де Бастидас (1475-1527 гг.). Христофор Колумб (1451-1506 гг.) побывал здесь год спустя, в 1502 г., и основал первое испанское поселение - Санта-Мария-де-Белен, категорически не понравившееся аборигенам, которые вскоре снесли его подчистую. Но прагматичные испанцы, повидавшие уже и не такое, не дрогнули, а занялись делом.
Оценив запасы природных ресурсов этих мест - прежде всего меди и ценной древесины, а главное то, что они могут быть доставлены в Испанию кратчайшим путем через Атлантический океан, в 1509 г. они начали колонизацию всерьез. В 1519 г. заложили город Панаму и вскоре обнаружили в реках вблизи нее золотой песок. В 1535 г. здесь была введена аудиенсия, особая форма колониальной власти, прежде всего судебной. В новою колонию стали свозить африканцев для работы на плантациях и рудниках. Из Панамы отправлялись корабли с золотом и другими дарами южноамериканской земли и из соседних испанских колоний. Пираты были, естественно, начеку. В 1671 г. они сровняли с землей город Панаму, и это было нападение знаменитого своей жестокостью Генри Моргана (1635-1688 гг.).
К 18-19 вв. обнаруженные в Панаме полезные ископаемые были истощены, из-за угрозы нападений пиратов торговые суда все реже заходили в панамские воды. Войну за независимость испанских колоний 1810-1826 гг. страна встретила в составе вице-королевства Новая Гранада (состояла там с 1718 г.). После того как победу одержали отряды Симона Боливара (1783-1830 гг.), Панама в 1821 г. объявила о своей независимости от Испании в составе Новой Гранады стала частью нового федеративного образования Великой Колумбии. В 1830 г. Великая Колумбия распалась, и Панама вошла в состав республики Новая Гранада (с 1886 г. это - Колумбия). Панамцев колумбийский контроль никак не устраивал, и в 1885-1901 гг. по стране прокатилась волна восстаний, целью которых была независимость от Колумбии, провозглашенная в конце концов в 1903 г. Не без помощи США: у берегов Панамы стояли американские военные корабли.
Помощь американцев бескорыстной конечно же не была. А были большие виды на лакомый кусочек Центральной Америки. История американского протектората над Панамой началась со строительства железной дороги между Карибским морем и Тихим океаном. Но что дорога? Было понятно, что тут нужен канал, который может стать золотой жилой.

НАГРАДА ЗА НАСТОЙЧИВОСТЬ И ТЕРПЕНИЕ

Пройдя через столетия борьбы, политических метаний и терпеливого ожидания лучшей жизни, панамцы наконец-то могут вкусить плоды стабильности.

Строительство Панамского канала, однако, начали не американцы, а французы в 1879 г., но через 10 лет это строительство было остановлено из-за банкротства строительной компании, а возобновлено в 1904 г. уже американцами. Прошло еще 10 лет, и канал заработал. Тут и обнаружилось, что не только сам канал, но и земли вокруг него по договору 1903 г. Хея Бюно-Варильи были переданы США в вечное пользование. Территория канала очень скоро стала обрастать военными базами ее законных владельцев. Ведь для США даже важнее барышей от канала было политическое влияние в регионе, и демонстрация силы тут была не последним рычагом. Начались протесты, не прекращавшиеся несколько десятилетий. С постоянным американским присутствием в стране простые панамцы связывали все свои беды. Соединенные Штаты вынуждены были пересмотреть условия договора с Панамой. Но далеко не сразу. И все же по договору, заключенному в сентябре 1977 г., в собственность Панамы переходило 65% акций канала, остальными же 35% США получила право владеть до 2000 года. Этот срок был назван Переходным периодом, и по нему постепенно соотношение количества акций менялось: для Панамы - с плюсом, для США с минусом. Все так и вышло.
В наши дни Республика Панама сома пожинает плоды своего удачного географического расположения, а заодно и трудов американских инженеров и строителей, создавших Панамский канал. В государстве, площадь которого составляет 78 200 км-квадратных, можно без лишних временных затрат побывать как на Карибском побережье, с которым связаны многочисленные пиратские легенды, так и на берегах Тихого океана. В условиях тропического климата и обильных осадков примерно на трех четвертях панамских территорий произрастают буйные тропические леса. Правда, надолго ли сохранится этот цветущий оазис Центральной Америки, сказать сложно: из-за широкого применения подсечно-огневого принципа земледелия заросли панамских лесов постепенно редеют.
Как и прежде, Панама получает свой основной доход за счет транзитных перевозок (если точнее, за счет обслуживания рейсов) через Панамский канал. Ежегодно через канал проходит 13-14 тысяч судов. И среди них преобладают суда США и Китай. Это инженерное сооружение стало и главной достопримечательностью страны: ведь строительство канала из-за особенностей ландшафта было едва ли не самым серьезным вызовом человека природе.
Бюджет страны пополняется еще и за счет процветающего сельского хозяйства, сконцентрированного в юго-западной части Панамы (объективности ради надо заметить, что развитие аграрного сектора в стране происходило не без поддержки со стороны американских компаний). Происходят перемены к лучшему и в других сферах жизни в стране. Не всегда легко и гладко, но так уж повелось в Латинской Америке.
Панамским каналом теперь по договору управляет китайская компания. Китайцы оказались ответственными арендаторами: ведя свой прибыльный бизнес, они вкладывают капиталы других международных инвесторов, чтобы расширить канал и модернизировать его инженерные коммуникации.