Остров МЭН

Самобытный сосед Британии и Ирландии

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР

Не являясь частью Великобритании, остров Мэн все же является ее собственностью. Британия отвечает за его безопасность и защищает его интересы, но эта маленькая территория Британского Содружества со старейшим из непрерывно действующих парламентов в мире (с 979 г.) сама управляет своей жизнью.

Если всмотреться в карту Британских островов, то посередине Ирландского моря, что лежит между островами Великобритании и Ирландии, обнаружится еще одна маленькая точка Западной Европы - остров Мэн. Остров вытянут с северо-востока на юго-запад в сторону Великобритании он является, вместе с шестью крошечными островками у своих берегов.
"Ману", "Мана", "Мона" - точное происхождение названия Мэна еще не установлено, но на каких бы языках оно ни звучало, означало обычно одно - "остров". Островом он стал как минимум 8500 лет назад после затопления части перешейка, соединявшего Мэн с Великобританией, которая тогда и сама была частью континента.
Людьми этот маленький клочок суши заселен примерно в 6500 г. до н.э. Тихое и спокойное место не представляло особой стратегической значимости, поэтому осталось как бы в стороне от "большой истории" мира. Кстати, сама история и древняя география острова изучены далеко не в полной мере, так что здесь все еще возможны сюрпризы. Но принятая на данный момент версия развития событий выглядит следующим образом.
О древнейшей истории заселения острова свидетельствует мегалитический комплекс эпохи неолита "Замок на высоте" (прибл. 2000 лет до н.э.) у города Рамси.
В 1 тысячелетии до н.э. на острове осели кельтские племена: считается, что до 5 в. н.э. это были бритты, а затем ряды переселенцев пополнили и ирландцы.
Римляне дошли до Мэна, но колонизировать по-настоящему не стали. Здесь бывали с захватническими целями ирландцы и англичане, но вечно пасмурный остров не вдохновил их закрепиться на нем капитально, так что его история и культура развивалась как бы параллельно истории и культуре потенциальных завоевателей.
Черты местного своеобразия наложились на все попавшие сюда извне традиции и течения - даже на христианство, которое начало проникать на Мэн, предположительно, в 5 в. из Ирландии - по легенде (разумеется, не подтвержденной документально), местных жителей обращал в христианство сам св. Патрик. Новая религия еще долго была связана с местными языческими культами: по документальным свидетельствам, священники только молились в построенных капеллах, а проповедовали и совершали таинства снаружи: христианство в буквальном смысле "пришло" к местным жителям.
Кельтский период истории Мэна плавно перетек в скандинавский. К концу 8 в. норманны уже знали о существовании острова, к началу 9 в. их захватнические набеги участились, и уже к концу этого века Мэн подчинялся норвежцам, по крайней мере формально. В 1079 г. образовалось королевство Мэн со столицей в городе Пил. Менее чем через столетие королевство разделилось, а в 1265 г. завоевавшие Мэн шотландцы вынудили норвежцев отказаться от него навсегда. Так - довольно тихо и спокойно - завершился скандинавский период Мэна и начался британский, длящийся, по сути, по сей день. В первой половине 14 в. остров некоторое время переходил из рук в руки: верх в борьбе за присоединение этого небольшого участка суши к своим владениям попеременно одерживали то англичане, то шотландцы. А затем и те и другие оказались вовлеченными в Столетнюю войну (1337-1453 гг.) и борьбу за независимость Шотландии. 



ЭЛЕМЕНТ СТАБИЛЬНОСТИ

Один британский телеведущий сказал о Мэне: "Здесь так, как все было раньше". Видимо, он подразумевал стабильность, размеренный образ жизни и внешние признаки традиционного "старобританского" лоска (красные телефонные будки, действующий конный трамвай и т.п.), так как во многих аспектах Мэн - регион весьма передовой.

17 октября 1346 г. состоялось сражение при Невиллс-Кроссе, которое стало крупным политическим фиаско для шотландцев. В плен попал их король Давид 2 (1324-1371 гг.), влияния ослабло, а Мэн достался англичанам. С тех пор островом владели наместники короля, и наиболее важную роль в английском периоде истории Мэна сыграли тринадцать представителей династии Стэнли.
В 1765 г. Британия за 70 000 фунтов выкупила остров. Постепенно все больше прав получали и простые жители острова: еще с 18 в. было узаконено их право на пожизненное владение земельными участками. Все было бы замечательно, если бы местное население не начало подрабатывать контрабандой, что вынудило английское правительство вновь пристально взглянуть на проблемы управления Мэном. Наконец, в 1866 г. остров получил довольно широкие права на самоуправление.
Флаг Мэна с середины 13 в. украшает трискелион - древнейший символ Солнца в виде трех бегущих ног, выходящих из одной точки. Иногда его называют трехлучевой свастикой, и он встречается во многих культурах, в частности изображен на флаге Сицилии. У кельтов считается, что его абсолютная симметрия дает спокойствие и защиту, независимость от обстоятельств и самодостаточность. Островитяне считают этот "треножник" символом стабильности Мэна. Девиз на гербе в переводе с латыни: "Как ни брось, будет стоять". Благодаря политической стабильности остров Мэн стал офшорной зоной.
Возникает ощущение, будто островитяне вообще мало обращают внимания на такие "сторонние" перемены в истории своей родины, как смена хозяина (лишь в последнее время усилились националистические настроения), а их настоящая история протекает "параллельно" некоей официальной версии. Например, с 979 г. в Дугласе существует парламент Тинвальд - самый древний из тех, что действовали непрерывно. Председателя, избираемого членами парламента, должен утвердить представитель королевского дома Британии, но это формальность, ведь веками не было ни одного случая отказа.
Современный Мэн далеко не во всем равняется на своего британского "большого брата". Например, он не входит в Европейский союз, хотя имеет свободный доступ на его рынке. Сильным импульсом для развития его экономики стало объявление политически стабильного Мэна офшорной зоной и с тех самых пор эта деятельность, банковские услуги, высокотехнологичное производство и наука стали хорошей базой его экономики: низкие налоги позволили развиться многим направлениям, а это, в свою очередь, увеличило процент трудоустройства и подняло уровень жизни. Важное значение с 19 в. играл туризм: на побережье Мэна десятилетиями отдыхали британцы, и только в 1960-х их переманили другие курорты. Сейчас власти стараются вернуть Мэну славу туристического центра.
Остров - мечта экотуристов. На северном мысе Эр, или Айре, произрастают редкие виды диких цветов, а верекс и желтый утёсник обыкновенный образуют живописный ковер, на который специально приезжают любоваться ценители изысканных пейзажей. Остров - осуществленная мечта любителей быстрой езды (на дорогах вне городов практически нет ограничений по скорости). Здесь с 1907 г. проходят самые престижные в мире и чрезвычайно опасные мотогонки -"Исл оф Мэн, Турист Троыи". они были этапом чемпионата мира и "Формулы-1". 60 км трассы, на которой за 98 лет погибло более  200 мотоциклистов, заставляют многих местных жителей в ужасе покидать остров на время соревнований, зато притягивают многочисленных туристов и экстремалов. Лояльные законы и низкие налоги благоприятствуют игорному бизнесу, что влечет сюда любителей азартных игр. А ценителей старины и ищущих эффектные природные декорации киношников манят к себе живописные руины острова.