Ла-Манш

Водный Барьер

Ла-Манш - название французское. Англичане называют этот пролив Британским или (в прямом переводе) Английским каналом. Последнее имеет более старое происхождение: древние римляне назвали водное пространство, отделявшее Британию от континента, "Маре Британиум", или "Британское море".

  Во 2 в. до н.э. древнегреческий ученый Геродот назвал этот водный перешеек "Океанус Британникус".
  Интересная ситуация сложилась вокруг названия "Ла-Манш". Французский вариант был известен с 17 в. и означает "рукав". Испанцы называли пролив Эль Канал де ла Манча, португальцы Канал да Манча, итальянцы Ла Маника, немцы Эрмельканал.
Стремление каждого из народов переделать название на свой лад выдавало настойчивое желание предъявить права собственности на эти необширные, но значимые воды. Контроль над проливом давал колоссальные преимущества. Во-первых, это был самый близкий путь в Англию, во-вторых - кратчайший путь в Балтийское море. Несмотря на своенравный характер Ла-Манша - частые туманы, ураганный ветер, высокие приливы и коварные течения, - политическое и торговое значение перешивало все природные преграды. 
  По самым приблизительным подсчетам, на дне пролива покоятся остатки нескольких миллионов человек и десятков тысяч судов: от римских галер до дизельных подлодок. Такова цена многовековой битвы за пролив.
  Ничего этого не произошло бы, если бы Британские острова остались частью континентальной Европы 10 тыс. лет назад, во время последнего оледенения (плейстоцен). Но суша в этих местах лежала на 120 м ниже уровня моря, и по мере таяния ледников вода заполняла низину, образовав то, что мы теперь называем проливом Ла-Манш.
В мирные времена пролив служил благородной цели: был своеобразным водным мостом, по которому шел культурный обмен между кельтами и народами внутренней Европы, способствуя формированию новых языков и народностей. На это указывает очевидное сходство многих диалектов и обычаев, распространенных по обе стороны пролива.
  Однако в трудные времена для населения Британии пролив стал естественной преградой на пути завоевателей, хотя и не для всех. Сумели успешно пересечь пролив и покорить Британию древние римляне в 1 в. да н.э., норманы в 1066 г., Вильгельм 3 Оранский в 1688 г.
  Начиная с Елизаветы 1 (1533-1603 гг.), политика английких королей в районе пролива сводилась к тому, чтобы не допустить вторжения в Англию с континента. Для этого англичане следили за тем, чтобы ни одна из главных европейских держав не контролировала важные порты по ту сторону пролива. Становление Британской империи было бы невозможно, если бы англичане не установили в свое время жесточайший контроль над проливом Ла-Манш.
Взлет Англии как "королевы морей" начался после 1588 г., когда испанская "непобедимая армада" погибла у ее берегов, частично в проливе Ла-Манш, где ее накрыл один из жестоких ла-маншких штормов. По случаю победы королева Елизавети 3 повелела отчеканить медаль с латинской надписью Adflavit Deus et dissipati sunt ("Бог дунул - и они рассеялись").
  Франция еще дважды пыталась покорить Англию: во время Семилетней войны (1756-63 гг.). Оба раза "гости с континента" собирали огромный флот, но так и не вторглись на остров. Немалую роль сыграли здесь все те же знаменитые ла-маншиские ветра и штормы, как назло французам, начинавшиеся в самый благоприятный для вторжения день.