Каракумы

Самая молодая из Великих пустынь планеты

ИСТИНЫ ПУСТЫНИ

"Кара-Кум" переводится с туркменского языка как "Черный песок". Однако черного песка как такового здесь нет.

Скорее всего, это название связано с тем, что 95% территории Каракумов в той или иной степени покрыто растительностью, летом теряющей зеленый цвет. Соответственно, остальные - 5% - песчаные барханы - туркмены называют "Ак-Кум" ("Белый песок"). По другой версии, название этой пустыни носит символический характер: "черный" - тяжелый, неприспособленный для жизни. Но люди здесь появились еще в 4 тысячелетие до н.э. И обосновались они, как доказано археологическими раскопками, в оазисе в древней (прежней, ныне не существующей) дельте реки Мургаба. Эта дельта привлекала людей и в последующие века. В конце 3 тысячелетие до н.э., когда юг Евразийского материка, от Греции до Индии, поразила жесточайшая засуха, сюда переселились, как считают археологи, люди из Восточной Анатолии, или Северной Сирии.
На самое громкое археологическое открытие здесь было сделано, в историческом плане, совершенно недавно, в 1972 г., экспедицией под руководством Виктора Ивановича Сарианиди (р. в 1929 г.), впоследствии прославившегося своим открытием "золота Бактрии" в Афганистане. В Каракумах он и его сотрудники открыли Храмовый город Гонур-Депе, что по-туркменски означает Серый холм. Именно этот холм своей формой подсказал Сарианиди мысль о том, что здешние пески скрывают нечто масштабное. Так и оказалось: это был грандиозный комплекс из камня, в центре которого - храм Огня, храм Жертвоприношений, дворец и другие здания. По периметру они были обнесены (в форме правильного каре) мощными стенами с квадратными башнями. Возведен Гонур был около 23-2250 гг. до н.э. За стенами, с юга, к ним примыкал огромный бассейн площадью 180 на 80 м и глубиной до 2 м. Сюда приходили поклонятся огню жители древней могущественной страны Маргуш, которую греки назвали Маргианой. После Гонура экспедиция Сарианиди нашла следы около 200 поселений. Археолог, чей авторитет сегодня ни у кого в мире не вызывает сомнений, утверждает, что Маргуш был таким же по значению центром Древнего мира, как Египет, Месопотамия, Индия и Китай. Под названием Маури Маргуш упоминается в 2-4 вв. в "Авесте" - это собрание древних священных зороастрийских текстов. В конце 2 тысячелетия до н.э. люди покинули этот оазис в поисках, очевидно, более полноводных источников воды, а пески замели следы могущественной цивилизации... Некоторые ученые склонны считать жителей Маргуша первыми носителями зороастризма, но профессор Сарианиди более осторожен в своих выводах: да, они были огнепоклонниками, но скорее их можно считать предшественниками зороастрийцев. 
Геологический же возраст Каракумов - примерно 1 млн лет (для сравнения: возраст пустыни Намиб - около 55 млн лет.). Это относится прежде всего к Заунгузским Каракумам. А что касается западной части пустыни, то 2-2,5 тысячи лет назад здесь еще была степь. 
В конце 19 в. были выдвинуты две гипотезы геологической родословной Каракумов. Согласно первой (автор - горный инженер А.И. Коншин), эта пустыня образовалась на высохшей части моря (остатков доисторического океана Тетис.). Отчасти это так. По второй, которой придерживались многие ученые, в том числе и академик В.А. Обручев (1863-1956 гг.), Каракумы сформированы главным образом реками Амударья, Теджен и Мургаб, а также другими, малыми реками, выносившими с южных хребтов Копетдага - продукты разрушения горных пород - песок, глину и в первой половине четвертичного периода, после похолодания, резко сменившегося потеплением когда реки в результате таяния ледников стали полноводными и стремительными. Эта теория подтвердилась позднейшими исследованиями. А потом и на практике, когда в Каракумах начали работать геологоразведчики. Недра этой пустыни богаты, и прежде всего природным газом, а также нефтью и серой.

РЕАЛИИ И МИРАЖИ

В пустынях часто наблюдаются - оптическое явление, вызванное преломлением световых лучей, когда в воздухе возникают изображения отдаленных объектов или неба в другой части огромного пространства. Миражи, в переносном смысле слова, порой возникают и в планах людей. Действительность их корректирует, и всегда жестоко.

Согласно планам на десятилетие, принятым в 2001 г. в Туркмении, к 2012 г. страна должна была довести добычу природного газа до 120 млрд метров кубических, экспортируя 100 млрд метров кубических. Действительность оказалась куда прозаичнее: в 2009 г. было добыто 34 млрд метров кубических, экспортировано - 14 млрд метров кубических (по данным Всемирной книги фактов). Свои коррективы в эту статистику внес, конечно, и последний мировой финансовый кризис, но в целом тот период, когда страной руководил тоталитарными методами (1991-2006 гг.) Сапармурат Ниязов, или Туркменбаши (1940-2006 гг.), были времена, мягко говоря, неоднозначным и для всего Туркменистана, и для Каракумов как природной среды. Достаточно только одного примера. Ниязов совершенно серьезно был намерен потратить $18 млн на создание в Каракумах зоопарк с большой колонией... пингвинов, которым "угрожает вымирание вследствие глобального потепления климата". Обошлось.
Знакомиться с реальным миром каракумской фауны и флоры лучше всего в Репетекском биосферном заповеднике (этот международный статус он имеет с 1979 г.). Был создан в 1928 г., находится в юго-восточной части Каракумов, в 70 км от города Туркменабад, занимает площадь в 34 600 га, это не очень много для заповедника, но здесь представлены все ландшафтные зоны пустыни. В Каракумах обитает 229 видов птиц, а в заповеднике - около 202 видов (в Красной книге 13 из них). Пресмыкающихся здесь 22 вида (в Красной книге - 2), земноводных - 1 вид, млекопитающих - 29 видов (в Красной книге - 3), беспозвоночных несколько тысяч видов (из них в Красной книге - 7). Среди "краснокнижных" животных Репетека каракал (камышовый кот, или пустынная рысь), индейский дикобраз, джейран. Под охраной здесь находятся заросли черного саксаула и других видов растений, среди которых немало эндемиков пустынь. Частично пустынные территории включены и в Амударьинский заповедник (площадь - 49 500 га), где реализуется проект по сохранению популяции бухарского оленя.
Но защитники экологии Каракумов бьют тревогу, и связана она прежде всего с Туркменским озером. Это тоже до некоторой степени наследство президента Ниязова, второе название водохранилища "Альтын асыр" ("Золотой век" так без ложной скромности Туркменбаши называл время своего правления). Аргументы за: сюда будут отводится насыщенные пестицидами и другими ядохимикатами коллекторно-дренажные воды, которые очистятся благодаря естественным адсорбирующим свойствам песка и водных растений; появятся новые хлопковые поля, пастбища. Аргументы против: поскольку дно водохранилища не облицовано, оно вполне может превратится в мертвый отстойник сточных вод. Кроме того, чтобы предотвратить пересыхание и снизить концентрацию в нем вредных химических веществ, планируется брать воду из Амударьи,против чего, естественно, возражает Узбекистан.
То, что пустыня с экологической точки зрения - очень уязвимый объект, доказывает печальная судьба водохранилища Сарыкамыш, постепенно сжимающегося и чрезвычайно загрязненного дренажными водами. Проблемы деградации испытывает и Каракумский канал: заиливание самого канала и его водохранилищ, потерю около четверти поступающей в него воды - опять же потому, что дно - не облицовано,  а также загрязнения и засоление поливных земель в результате орошения их дренажными и промывочными водами.
Для защитников Каракумов очевидна связь между причинами и следствиями подобных явлений. Но не тем, кому нужны только миражи сиюминутной выгоды. Ведь как известно: "Чем больше пустынь мы превращаем в сады, тем больше садов в пустыне".