Каппадокия

ЗАТЕРЯННЫЙ МИР






Вы знаете, где находится "страна прекрастных лошадей"? В краю золотых пляжей, омываемых тремя морями, живописных гор, экзотических улочек и шумных восточных базаров. Именно в Турции, в ее центральной части, в семистах километрах к востоку от Стамбула расположилась удивительная и загадочная Каппадокия. Если вы любите настоящие чудеса, которые невозможно описать словами, вам обязательно нужно посетить это древнее, овеянное легендами место - лучше, как говорится, один раз увидеть...


Страна прекрасных лошадей

Название "Каппадокия" происходит то персидского "катпатука", что и означает "страна прекрасных лошадей". Отдыхая на любом из курортов Турции, можно совершить путешествие в этот загадочный регион. Дорога предстоит дальняя, но настолько увлекательная и невероятная, что только по возвращении вы ощутите легкую приятную усталость. Ведь вам посчастливилось увидеть сказку, которая на протяжении веков бережно хранит уникальные произведения византийского искусства, старинные церкви с необычной красоты фресками и мозаиками, причудливые домики для голубей, подземные города и горы, напоминающие грибы.

Наш путь в таинственный мир древности началась очень рано. В пять утра группа уже сидела в комфортабельном экскурсионном автобусе туроператора Tez Tour, и буквально за один час из лета Анталии мы перенеслись в горную зиму, оказавшись на высоте 1825 метров над уровнем моря. Под увлекательный рассказ гида Исмаила продолжали свой путь, даже не подозревая, какие открытия ожидают нас впереди. Дорога, которая, казалось, пролегала через тоннель времени с бесконечными лабиринтами, стремительными спусками и крутыми подьемами на горные гребни, вдруг вырвались на открытое пространство и радостно устремила нас в долину. Наконец мы оказались в малоизвестной обычному туристу центральной Турции.

Где отдыхали карабли пустыни.


Огромное каменное здание, украшенное турецкими арками, с гордо развевающимся на ветру ярко-красным флагом и тяжолыми резными воротами стало нашим пристанищем.
Позволю себе маленький экскурс в историю. Сегодняшние гостиницы - это вчерашние караван-сараи. Сельджуки, основавшие государство в Малой Азии, оставили их бесчисленное множество. Расположенные в 50 километрах друг от друга, эти каменные постройки служили местом отдыха для путишественников. Управляющие, назначенные султаном, обеспечивали гостям ночлег, еду и защиту. Свои услуги предлагали ремеснники - сапожники и портные, а развлекали гостей музыканты. Вечером, после захода солнца, ворота наглухо закрывались, и стражники бдительно охраняли их, так что ни выйти, ни войти больше никто не мог.
Нашему взору открылся один из самых больших караван-сарав. На его территории были только комнаты для путишественников, но и настоящая турецкая баня, склады для товаров и... просторные загоны для верблюдов. Самым необычным зрелищем для меня стала зимняя часть этой "гостиницы". Там, в солнечных лучах, пробивавшихся сквозь маленькие окошки под потолком, то и дело взлетали голуби. Шуршание крыльев в тишине завораживало. Хотелось, смотреть вверх бесконечно долго, вбирая в себя чарующую таинственность этого удивительного заброшенного места.

Древность, застывшая в камне


Передохнув и насладившись стариной экзотикой караван-сарая, мы отправились дальше. Нас ждала Каппадокия. За окнами мелькали уже привычные пейзажи, и вдруг совершенно неожиданно возник потрясающий вид. Мы не могли сдержать удивительно-восторженных возгласов и принялись дружно уговаривать нашего капитана (так называл гид водителя) остановиться хотя бы на минутку, что-бы убедиться - это не сон.
Перед нами предстали "ворота" волшебной страны Каппадокии - зрелище, превосходящее пределы воображения. Много тысячелетий назад вулкан Эрджияс изверг потоки лавы, которая затопила все вокруг сотни километров. Время превратило вулканический пепел в мягкий палевый камень - туф. Его в свою очередь накрыл более  тонкий слой темной затвердевшей лавы - базальга. Дождь и ветер на протяжении веков разъедали туф, создавая долины, расщелины, каньоны, причудливые горы и холмы. К нереальным творениям природы человек тоже приложил свою руку. Поколения самых разных народов выбивали прямо в скалах Каппадокии бесчисленные пещеры, которые служили для них жилищами. Даже для голубей вырезали затейливые домики. На разной высоте конусооьразные скалы усеяны норками. Словом, это место напоминает гиганский музей под открытым небом.
Мы продвигались на своем автобусе, делая множество остановок, и каждый раз убеждались, что новое место не похоже на предыдещее, а, как картина под кистью художника, дополняется новыми искусными штрихами.Ветер нашептывал тайны прошлого, легкая пыль, поднимаемая им, заволакивала горизонт. Казалось, что в этой таинственной местности переплелось прошлое и настоящее, что у нее нет ни начала, ни конца. Переежая от долины, мы заметили, что в зависимости от положения солнца холмы меняют цвет, переливаясь различными оттенками желтого и нежно-розового. Самой удивительной оказалась долина Деврент.
В причудливых статуях из туфа даже скудная фантазия позволит разглядеть фигуры людей или животных - они почти как настоящие. Вот возвышается огромный верблюд, а вот пять мужчин в кепках с большими козырьками расположились за громадным столом. Усталый медведь прилег отдохнуть, а вдалеке, на холме, гордо восседают красавцы орлы. И чем дольше рассматриваешь камни, тем больше деталей находишь в этих фигурах. А самой распространенной формой природных пирамид в Каппадокии оказались "Каменные феи". Эти невысокие горы, увенчанные "шляпками", издали очень похожи на грибы. Как объяснил нам гид, все очень просто: поскольку "ножка гриба" - из туфа, породы достаточно мягкой, время постепенно разрушало ее. А вот твердая базальтовая "шляпка" сверху оказалась более прочной. Так и появились "грибные поля". Фантастичный пейзаж, как кадры из фильма-сказки...

Тайны подземного города


После всего увиденного казалось, что меня уже ничто не удивит. Но впереди нас ожидало самое настоящее чудо. Нам предстояло спуститься в подземный город.
Исмаил раздал билеты и сообщил:
- Мы уйдем на 30 метров под землю. Есть пробный проход. Если кто-то боится замкнутого пространства, то будет возможность в самом начале пути вернуться назад. Но если вы пойдете дальше, то выбраться наверх можно, лишь пройдя через весь подземный город.
"Интересная перспективввввва",-подумала я, в тот момент не подозревая, что у меня проснутся симптомы клаустофобии. Вы толькр представьте себе, что девятиэтажный дом выстроен не вверх, а вниз - в глубину земли. На этажах последовательно расположены складв, кухни, столовые и спальни, церкви, школв и загоны для животных.

В Каппадокиии от каждого дома прорыты тунели в такие вот подземные города. Когда жители подвергалисьнападению, они спасались бегством, закрывая коридоры каменными задвижками. Жить в этих убежищах можно было свыше трех месяцев. И что удивительно, под землей вентиляционная система была продумана настолько правильно, дышится тут легко, ничуть не хуже, чем на открытом пространстве.
Сначала мы спустились в просторные комнаты. Казалось, что здесь запросто можно обитать и сегодня. Но потом туннели начали сужаться, и появилось легкое чуствво страха, участилось серцебиение, одолело беспокойство. Все вокруг хранило атмосферу какой-то необъяснимой нависшей над тобой тайны. Узкие низкие ходы, похоже, были рассчитаны на людей очень маленького роста. Чем глубже мы спускались в недра каменного города, тем ярче были ощущения, подкрепленные нарастающие азартом и разливающимся адреналином.

Тысяча и одна ночь


- Вам интересно посмотреть, как проходит настоящая "турецкая ночь"? - спросил Исмаил вечером. И хотя день был переполнен впечатлениями, усталость в один миг испарилась. В автобус!
Уже привычно спускаясь в каменное сооружение из вулканического туфа, мы попали в турецкий ресторан. Здесь нас ожидал раскошный ужин: стол ломался от дымящихся национальных яств. Запахи и ароматы ни с чем не сравнимой турецкой кухни пьянили.
Вдруг погас свет... и началось увлекательное шоу. Как танцубт странствующие монахи - дервиши, можно увидеть только в "турецкую ночь". Это настоящий ритуал. В белоснежной рубашке до пят и чудном колпаке дервиш, простирая руки ввысь, вращается на одном месте бесконечно долго. Во время этого танца нельзя ни есть, ни пить, ни фотографировать. Невольно сам впадаешь в транс, мысленно повторяя его движения.