На границе пустыни
КАК МАВР СДЕЛАЛ СВОЕ ДЕЛО, НО НИКУДА НЕ УШЕЛ
Берберы, пришедшие в Мавританию во 2 в. до н.э., нашли способ разбогатеть даже в этих пустынных землях. С помощью торговли.
Народы негроидной расы заселили территории современной Мавритании за несколько тысяч лет до нашей эры. Здесь они мирно занимались земледелием и охотой до тех пор, пока в 200-х гг. до н.э. не появились предприимчивые и напористые берберы. На верблюдах они стали доставлять разные товары к берегам городов средиземноморского и атлантического побережья Северной Африки. Чернокожее население постепенно приспособилось к укладу жизни берберов.
И все бы ничего, да соседние народы тоже захотели пользоваться теми же караванными путями. Приходилось постоянно воевать за контроль над ними. С переменным успехом. В первом тысячелетии нашей эры в этих краях заметно усилилось влияние арабов, и в 10-11 вв. в нынешней Мавритании началось распространение ислама, а к 16-17 вв. арабы ассимилировались с берберами и неграми, говорившими уже по-арабски. Новую этническую общность, а также берберов именно в этот период европейцев стали называть маврами.
У берегов Мавритании начали являться европейские торговые суда. Первопроходцами были португальские мореплаватели в 15 в., за ними последовали англичане, голландцы и французы. Колонизировав соседний Сенегал, Франция распространила свое влияние и на мавританские земли и в 1904 г. провозгласила свой протекторат над образовавшимися к тому времени эмиратами Мавритании. Эмираты сочли за лучшее не сопротивляться. Только в 1960 г. страна обрела независимость. Как это, увы, часто бывает в таких случаях, свобода обернулась военной диктатурой, за которой потянулась цепочка государственных переворотов.
ВЗДОХИ БЕЗ ОБЛЕГЧЕНИЯ
Жизнь в Мавритании не каждому по силам: за пятьдесят лет независимости от Франции страна не добилась сколько-нибудь существенного прогресса. Почти половина местного населения едва сводит концы с концами.
Полвека политической и экономической нестабильности - это тяжкое испытание. Для любого государства, а для Мавритании, на ее современных позициях в мире, в особенности. Сегодня эта страна находится в числе беднейших и наименее развитых. Население Мавритании не так уж мало - 3 291 000 человек, при этом половина из них добывает себе пропитание крестьянским трудом (и это с учетом того, что только четверть мавританских земель пригодна для земледелия). Работая, люди не могут быть уверены в том, что получат хороший урожай или приплод скота: в этой стране все зависит от того, прольются или нет дожди, а засухи - обычное явление, к тому же нередки случаи налетов саранчи. По существу, эти люди живут в полной нищете. Без надежд на перемены к лучшему. Потому, что реальных оснований для них просто нет, во всяком случае в сельском хозяйстве.
Но в других сферах экономики потенциал у Мавритании все же имеется, надо только научится, наконец, правильно его использовать и развивать. Это пригодные ресурсы: железная руда, золото, гипс, в перспективе нефть. Не менее прибыльной отраслью может стать и рыболовство. Экспорт полезных ископаемых и рыбы уже налажен, но пока не в том масштабе, который совершил бы коренной перелом в хозяйстве страны. Остро не хватает и квалифицированных кадров.
Мавритания привлекательна для путешественников, но опасна возможностью заразится гепатитом А, малярией или ВИЧ. И все же смельчаки находятся, и возвращаются, полные незабываемых впечатлений.