Государство Лихтенштейн
Мал, да удал
В СТОРОНЕ ОТ БЕДЫ
Хотя Лихтенштейн всегда занимал четкую политическую позицию, поддерживая германские государства и их союзников, этому княжеству удалось избежать тех катастрофических потерь, которые потерпели европейские страны в первой половине 20 в.
.jpg)
История Лихтенштейна как обособленного владения началась в 1699-1712 гг., когда Вадуц и Шелленберг были приобретены князем из австрийского рода Лихтенштейн. Но это еще не означало появления независимого государства. В 1719 г. было провозглашено княжество Лихтенштейн, и эту дату полагают точкой отсчета в истории государства. Однако оно все еще сохраняло политическую и экономическую зависимость от Священной Римской империи. Но уже во времена правителя Иоганна 2 Лихтенштейна (1840-1929 гг.), оставшегося в истории как успешный реформатор, княжество официально стало полностью самостоятельным государством.
Поначалу независимый Лихтенштейн придерживался политики поддержки Австрии: страна выступила австрийским союзником в Австро-прусской войне в 1866 г., не отступила она от своих принципов и во время Первой мировой войны, вместе с Австро-Венгрией составив оппозицию странам Антанты. Правда, во второй раз оптимистические ожидания Лихтенштейна не оправдались: в результате войны Австро-Венгерская империя распалась, союзнические отношения сошли на нет, и Лихтенштейн переключился на Швейцарию. И по сей день она остается основным политическим и экономическим партнером страны: уже в 1919 г. был подписан договор, согласно которому Швейцария взяла на себя обязательства по дипломатическому и консульскому представительству Лихтенштейна за границей (эти функции она выполняет и поныне). Вторую мировую войну княжеству Лихтенштейн удалось пройти сохраняя нейтралитет. Более того, военное время даже принесло стране экономические дивиденды, именно в период 1939-1945 гг. в княжестве на военных заказах начинает быстрыми темпами развиваться промышленность.
1990-е гг. стали для страны полосой событий, определяющих сегодня ее курс в будущем. В 1990 г. княжество было принято в ООН, а годом позже уже обладало членством в Европейской ассоциации свободной торговли. Однако вскоре в Лихтенштейне назрел серьезный политический кризис: в 1992 г. в парламенте стали предприниматься попытки ограничить полномочия князя, фактически оставляя ему лишь право "повседневого управления государством". Занимавший в то время трон Ханс-Адам 2 Лихтенштейн был категорически против, однако в 2000 г. правитель княжества Лихтенштейн все же решился стать фактически регентом, не больше прав и у нынешнего князя, его сына Алоиза.
У КАССЫ ЧУЖИХ КАПИТАЛОВ
Казалось бы, зачем брать новые экономические высоты маленькому княжеству, у которого и так жизнь вполне удалась? Однако оно их берет
Владения Лихтенштейна на правом берегу Рейна лишь в полтора раза превышают по площади территорию Парижа. При этом лишь около четверти его земель представлено равнинами, на остальной расположились Альпийские горы, защищающие страну от холодных ветров и поэтому смягчающие местный климат удивительно, но даже на столь малой площади находятся места и для природоохранных зон.В истории культурного развития Лихтенштейна, облике его городов смешались, скрестились, переплелись тенденции, пришедшие из соседних стран, а иначе и быть не могло. Но стать только "рыбкой-лоцманом" при акуле европейской экономики и политики гордость не позволяет Национальная лихтенштейнская гордость. Приобретенный за годы выдерживания нейтралитета опыт научил: быть "над схваткой", в том числе и над экономической, маленькому государству очень выгодно. И Лихтенштейн стал особой экономической зоной, открывая все новые прекрасные возможности в виде различных льгот и полного сервиса для проведения финансовых операций. Из-за мягкой политики налогообложения более семидесяти трех тысяч международных компаний зарегистрировано именно на территории Лихтенштейна. Но есть у такой популярности и оборотная сторона: налоговые послабления привели к тому, что княжество со временем приобрело не слишком респектабельную репутацию "прачечной" для "отмывания" не слишком законно приобретенных капиталов. Подобные оценки были восприняты правительством Лихтенштейна чрезвычайно серьезно, и вскоре условия открытия счетов в местных банках ужесточились (например, была прекращена практика оформления анонимных счетов).

Столичный тихий, уютный Вадуц жителю европейского мегаполиса может показаться провинциальным. Здесь живет всего 5342 чел. Но зато у малоэтажного Вадуца особое обаяние: путешественник остается буквально наедине с городом, наслаждаясь тишиной его коротких, но многочисленных старинных улочек. Все дороги, вернее, улочки, в столице Лихтенштейна в самом прямом смысле слова ведут к замку Вадуц, возвышающемуся на холме над городом. Осмотреть его интерьеры, правда, нет возможности (замок до сих пор служит резиденцией княжеской семьи), лишь раз в году, 15 августа, в национальный праздник Лихтенштейна его хозяин открывает ворота своего родового владения и приветствует народ. А главная ценность этого замка для туриста заключается в том, что с его стен открываются прекрасные виды на город и его окрестности, на Альпы и верховья Рейна.