Великая сибирская река
ОДИН ИЗ САМЫХ-САМЫХ
У Енисея все характеристики из разряда уникальных
Одна из крупнейших рек мира, граница между Западной и Восточной Сибирью, самая глубокая река России - все это про Енисей. Название этой знаменитой сибирской реки с эвинкийского языка переводится как "большая вода" - "ионеси". Русские казаки, осваивая здешние края, просто слегка переиначили на свой лад понравившееся эвенкийское слово. А тувинцы называют Енисей Улуг-Хем "Великая Река".
Официально истоком Енисея считается высокогорное озеро Кара-Балык в Восточных Саянах, откуда берет свое начало река Бий-Хем (Большой Енисей). Есть еще и Каа-Хем - Малый Енисей, с которым Бий-Хем сливается рядом с городом Кызыл. Истоки Каа-Хема находятся в Монголии.
Площадь бассейна Енисей - одна из самых больших в мире и в России. В РФ Енисей по этому показателю уступает только Оби, а в мире занимает седьмое место. Бассейн Енисей в два раза больше бассейна Волги и в пять раз превышает размер бассейна Днепра. Этот бассейн асимметричен - та территория, которая располагается справа от реки, в пять раз больше левой части бассейна. С правой стороны находится самые крупные притоки (Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска), приносящие наибольшее количество воды.
Длина Енисея оценивается следующим образом - от слияния Бий-Хема и Каа-Хема - 3487 км, от истоков Бий-Хема - 4123 км, а если считать от истока Каа-Хема - 4287 км. Общая же длина водного пути Идэр - Селенга - озеро Байкал - Ангара - Енисей составляет целых 5075 км.
Принято делить Енисей на три части - Верхний, Средний и Нижний Енисей. Длина Верхнего Енисея, который начинается от слияния Бий-Хема и Каа-Хема и продолжается до Красноярского водохранилища, составляет 600 км. Средний Енисей начинается от Красноярского водохранилища и идет до Ангары - это примерно 750 км. А Нижний Енисей тянется на 1820 км - от Ангары до Усть-Порта. Далее начинаются дельта Енисея (от Усть-Порта до острова Насоновского), примерно 119 км, и губы и горло реки - это около 112 км от острова Насоновского до мыса Сопочная Карга. Этот огромный путь реки проходит через все климатические зоны Сибири - от арктической до умеренной.
Глубина Енисея позволяет подниматся по нему даже морским судам почти на 1000 км. Максимальные глубины, измеренные на Енисее, достигают 70 м. А в устье, в районе архипелага Бреховских островов, ширина Енисея достигает 75 км. С борта судна, идущего по Енисею в этих местах, не видно ни одного из берегов.
Питание Енисея - смешанное, причем преобладает снеговое - оно дает немногим менее 50%, еще 36-38% Енисей "добирает" за счет дождей, остальное добавляют подземные истоки. Замерзание реки начинается с низовья уже в начале октября, и в конце октября лед сковывает низовья Енисея. В середине ноября лед добирается до Красноярска и к декабрю доходит до верховий реки. Период ледостава в низовье реки достигает 180-200 дней в году. Наледи, возникающие этом на реке, во время весеннего половодья могут образовывать заторы. Ледоход на Енисее часто сопровождает разрушениями на берегах реки.
Протекая почти по линии меридиана, Енисей как будто делит напополам территорию России. А у города Кызыл, на месте слияния Бий-Хема и Каа-Хема, то есть у начала собственно Енисея, установлен обелиск с надписью "Центр Азии".
НЕ ЦАРЬ ПРИРОДЫ...
На Енисее человек вряд ли может чувствовать себя хозяином природы - могучая река в любой момент может проявить свой нрав.
Енисей - важнейшая транспортная артерия региона, но история судоходства по Енисею далеко не безоблачна. Примерно сотня пароходов и теплоходов, барж и яхт и других плавсредств погибла в водах великой реки.
В 1877 г. утонул морской пароход "Темза", он после зимовки оказался примерзшим к грунту и был затоплен ледоходом. И в том же году была раздавлена ледоходом шхуна "Северное слияние", экипаж которой, хотя и смог выбраться на берег одного из Бреховских островов, почти весь погиб.
На лоцманской карте Енисей есть Фениксовая коса, названная в память о затонувшем в 1892 г. пароходе "Феникс". А плита "Модест" на той же карте появилась после гибели парохода "Модест" в 1898 г.
Ледоходы на Енисее, весеннее половодье, непогода и высокие волны нередко становились причинами гибели судов. Так, в 2005 г. шторм погубил 14 человек из числа пассажиров и экипажа теплохода "Некрасов". Но иногда Енисей не миловал и тех, кто оставался на берегу.
В 1909 г. пристань Стрелка у впадения Ангары в Енисей приняла на себя удар водной стихии - в льдах было затерто множество судов. В 1941 г. Красноярск пережил страшное наводнение - вода поднялась на шесть с половиной метров. Серьезные наводнения случаются на Енисее не так уж редко. Последнее, в июне 2010 г., коснулась Кызыла. Вода в Малом и Едином Енисеях поднялась выше критической отметки на 60-100 см.
Но самая страшная катастрофа, последствия которой не преодолены до сих пор, случились на Енисее 17 августа 2009 г. - авария на Саяно-Шушенской ГЭС стоила жизни 75 людей. Был полностью разрушен машинный зал и уничтожен гидроагрегат №2, существенный ущерб был нанесен другим агрегатам, а также установлены серьезные экологические последствия аварии, когда в воду попали большие объемы трансформаторного масла и другие химические соединения.
Однако на Саяно-Шушенской ГЭС эта авария - далеко не первая. В 1979 г. поток воды разрушил некоторые сооружения плотины, уничтожил оборудование и залил машинный зал. В 1985 г. большой ущерб ГЭС нанесло мощное половодье. В 1988 г. Енисей во время паводка разрушил недавно отремонтированный водосборный колодец.
Но конечно, все аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, случившиеся до 2009 г., несравнимы по последствиям с событиями 17 августа. Установлено, что сотрудники ГЭС ценой собственных жизней сумели предотвратить еще более серьезные разрушения. Причинами аварии называли недостаточное внимание к ремонту и технике безопасности со стороны руководства ГЭС, развал единой энергетической системы СССР, чрезмерные нагрузки и т.д.
Работы по восстановлению ГЭС начались практически сразу же, на начальном их этапе - параллельно с ликвидацией последствий аварии. Было разобрано более 5000 м-кубических завалов. Только в 2009-2010 гг. на это было потрачено 21,6 млрд руб. 2 августа 2010 г. был запущен третий из девяти пострадавших гидроагрегатов. К декабрю 2014 г. планируется полностью восстановить роботу ГЭС. 10 гидроагрегатов с улучшенными эксплуатационными качествами придут на смену 10 прежним. 6 агрегатов по этому плану должны приступить в 2011 г, остальные в 2012-м. Агрегаты поставит отечественная компания "Силовые машины". Общая стоимость восстановления Саяно-Шушенской ГЭС предположительно обойдется государству в 40 млрд руб.
Но главное не допустить новых аварий.!