Ростов Великий








Откуда есть пошла Земля Русская

ВЕЛИКИЙ ГОРОД ИЗ ВЕЛИКОГО ПРОШЛОГО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Ростов на протяжении многих веков находился в центре военно-политической истории сложения русской государственности, осложненной междоусобной борьбой.

  На берегу древнего озера Неро находится старинный русский город - Ростов Великий. Сохранивший памятники истории и культуры, Ростов входит в Золотое кольцо России, известный туристический маршрут по городу Владимирской и Московской Руси.
  Озеро Неро и впадающий в него местные реки создали благоприятные климатические, географические и фортификационные условия для возникновения здесь ранних культурных центров.
  По предположениям ученых, самому озеру около 500 000 лет: оно представляет собой редкий для данного региона пример водоема доледникового периода.
Берега Неро заселены уже более 8000 лет. Эта часть великой Русской равнины на юге нынешней Ярославской области издавна принадлежала жителям финно-угорского племени меря. Центром мерян и первым значительным поселением близ Неро является Сарское городище ( примерно 7-13 вв.), крупное укрепленное селение, жители которого вели активную торговлю даже с отдаленными регионами: купцы доходили до Волжской Булгарии и до скандинавских стран. Примерно в 9 в. здесь начали селится и восточные славяне. По одной из версий, местное мерянское население постепенно вполне мирно ассимилировалось с кривичами.
  Ростов возник как минимум в 9 в. первые упоминания о нем есть в "Повести временных лет" и датируются 862 г., когда речь заходит о городе на берегу Неро, которым владеет легендарный родоначальник династии правящих русских князей Рюрик (?-879 гг.). На ранних этапах история Ростовской земли представляет собой довольно сложное взаимодействие с Киевской Русью. С одной стороны, киевским князьям ростовчане выплачивали дань, а с другой -   город все же сохранял относительную независимость. О Ростове в это время говорится как о существующем уже не первый год крупном поселении на берегу впадавшей в Неро, а ныне почти исчезнувшей речки Пижермы. Правда, некоторые ученые склоняются к выводу, что это упоминание было внесено летописцем позднее, примерно в 12 в.
  В 10 в. ростовчан крестили, для чего в город прибыл из Киева великий равноапостольный князь Владимир Святославич (?-1015 гг., в народе Красное Солнышко) с митрополитом и епископами. Крестились жители поначалу весьма неохотно: в воды озера Неро с этой целью согласилась погрузится меньшая часть горожан, а из-за враждебности языческой части населения первые епископы вскоре покинули город. Рискнул ввести догматы новой веры епископ Леонтий. Изгнанный язычниками из города, он построил небольшой храм у ручья Брутовщины и начал проповедовать детям местных жителей, которые приходили к нему, привлеченные его невероятной добротой и терпимостью. Силой веры он даже остановил ополчившееся на него очередной раз взрослое языческое население. И все же в 1073 г. он принял мученическую смерть от убийц, подосланных волхвами, ток у Северо-Востока Руси появился первый святой. Его мощи до сих пор покоятся в Успенском кафедральном соборе Ростова. К 11 в. город уже становится одним из крупнейших центров Северо-Восточной Руси, оплотом славянской культуры и очагом христианизации. В это время Ростову принадлежит роль столицы влиятельного древнерусского Ростово-Суздальского княжества, которое сформировалось к 10 в. на землях, раскинувшихся между Волгой и Клязьмой. Легендарными правителями города стали Ярослав Мудрый (ок. 978-1054 гг.) и причисленный вместе с братом Глебом к лику святых сын Владимира Святославича - князь мученик Борис (ок. 986-1015 гг.).

ЭМАЛЕВЫЙ МОТОРЧИК И ДРУГИЕ БОГАТСТВА

Ростов прославился не только деяниями своих влиятельных правителей, но и собственными школами искусства (архитектурная и иконописная) и промысла (финифть). Именно художественная самобытность Ростова сделала его одним из любимых мест туристов.

  При Юрии Долгоруком (1090-1157 гг.) Ростово-Суздальская земля окрепла и окончательно обособилась, в 1125 г. князь перенес столицу из Ростова в Суздаль. Именно в это время на ростовских землях возникают новые города, каждому из которых нужны храмы и укрепления, так постепенно в 12 в. складывается знаменитая владимиро-суздальская школа зодчества.
В период княжения сына Долгорукого, Андрея Боголюбского (около 1111-1174 гг.), из Суздаля столица была перемещена во Владимир (1157г.), а княжество стало зваться Владимиро-Суздальским. Великое Владимиро-Суздальское княжество пришло в упадок в 1238 г., после того как его города были опустошены и сожжены монголо-татарами во главе с внуком Чингисхана (ок. 1155-1227 гг.) ханом Батьем (1208-1255 гг.).
  Ростовское княжество постепенно переходило под власть Московского государства. Во времена Ивана Грозного Ростов стал опричниной, перейдя в личное владения царя. В 1608 г. город был разграблен во время захвата митрополита Филарета (Романова: ок. 1554/55-1633 гг.) отца будущего российского царя Михаила Федоровича (1596-1645 гг.). Ростов оставался резиденцией митрополита, причем одной из богатейших в России. Постепенно митрополичий двор разрастался: сейчас он представлен ансамблем Ростовского кремля, жемчужиной которого является Успенский собор (1508-1512 гг.) образец белокаменной архитектуры и старейшее здание современного Ростова. Уникальна и сохранившаяся до наших дней звонница (1682-1687 гг.) с пятнадцатью колоколами, каждый из которых особое название. Самый тяжелый, весом в 2000 пудов, назван "Сысоем" в честь отца митрополита Ионы, при котором было организовано строительство Кремля.
  По счастью, в городе и его окрестностях вообще сохранилось великое множество памятников древней архитектуры: церкви и жилые палаты на территории Кремля (17 в.), Спасо-Яковлевский Дмитриев можской монастирь (14 в.), Свято-Троицкий Сергиев Варницкий (15 в.), Богородице-Рождественский (14 в.), Петровский (14 в.), Борисоглебский (конец 14-начало 15 в.) и самый древний на Северо-Востоке Руси Богоявленский Авраамиев монастырь (11 в.). По легенде, преподобному Авраамию из Ростова было чудесное явление самого святого Иоанна Богослова. Апостол вооружил его тростью, и Авраамий наконец сокрушил непобедимое ранее языческого идола Велеса, чей культ был прочно укоренен в сознании местных жителей.
  С 18 в., благодаря своей яркой ярмарке, город держал марку одного из ведущих торговых центров. В это же время он становится поставщиком изделий в технике финифти (особая разновидность эмалей), которой известен до сих пор. Ростовчане издавна славились своим мастерством в разных областях: навыками обработки металлов, собственной школой иконописи, чернолощеной керамикой (древнее ремесло, 9-11 вв.). А финифти здесь посвящен целый музей. Так что это искусство по праву можно считать своеобразным мотором города.
  В 19 в., в духе охватившей Европу индустриализации, развивается производство, особенно его направления, связанные с переработкой продукции местного сельского хозяйства: жители давно приспособились получать высокие урожаи, используя в качестве удобрения питательные илистые отложения со дна Неро сапропель. Его запасы составляют около 250 млн кубических метров. С развитием добычи сапропеля были связаны смелые планы развития города в 1950-1980-х гг. К счастью для Ростова, они так и не были реализованы, что позволило сохранить и экологию, и колорит этого царственного древнего города, за что его так любят туристы и кинематографисты, использующие аутентичные ансамбли в исторических и приключенческих лентах.