На радость себе и французам
НЕМНОГО ФРАНЦИИ В ДАЛЕКОМ МОРЕ
Французы в очередной раз подтвердили свое умение жить красиво, умудрившись оставить за собой прекрасный остров "за тридевять земель" от основных территорий - Мартинику, которую открывший ее Христофор Колумб назвал "самой красивой страной в мире".
Один из 27 регионов Франции это ее заморское владение остров Мартиника, располагающийся у северо-восточного берега Южной Америки, в водах Карибского моря и Атлантического океана. В геологическом плане он принадлежит архипелагу Малые Антильские острова, которые в большинстве своем появились в результате вдавливания местных тектонических образований под Карибскую плиту. Свое название они получили в честь загадочного острова-призрака Антилия, который мореплаватели, начиная с 15 в., часто изображали на картах в водах Атлантики значительно западнее Португалии. Мартиника в архипелаге - относительно большой остров, является третьим по величине.
Сама Мартиника имеет вулканическое происхождение: вертикальную ось острова задает действующий вулкан Монталь-Пеле ("Лысая гора"). Именно его извержение в 1902 г. унесло жизни более 30 000 жителей и уничтожило крупный город Сен-Пьер, который сожгло облаком раскаленной лавы, газом и пара, а ураган из камней пепла за несколько минут довершил дело. С момента своего образования в 1635 г. город играл важную роль: поначалу служил административным центром острова, а впоследствии еще долго оставался его наиболее экономически развитым центром. Во время извержения спастись удалось только животным, которые, почуяв беду заранее, успели покинуть Сен-Пьер.
Ближайшими к Мартинике островами являются Доминика на северо-западе и Барбадос на юго-востоке. Вулканическая деятельность создала на острове удивительные по красоте пейзажи, наделив северную его часть лесистыми горами. Здесь находится в своем роде уникальный ландшафтный ансамбль, созданный природой из пяти (по большей части потухших) вулканов, чьи былые извержения окрасили песок на плажях в этой части острова в серый и черный цвет. Север Мартиники облюбовали леса и роскошные тропические растения, а равнинный юг представлен саваннами, кактусами, фруктовыми садами, мангровыми рощами, красным жасмином, акациями и прочими типичными для этих территорий представителями флоры. Не зря в давние времена Мадинина - "Остров цветов". Все это великолепие населяет огромное количество птиц, многие из которых принадлежат к редким эндемичным видам.
Ко 2 в. сюда перебрались из Южной Америки индейцы араваки. Но покинуть остров их заставило извержение все того же непредсказуемого Монталь-Пеле, случившееся в 295 г. Вторую попытку колонизировать остров араваки предприняли к 400 г., но и на этот раз она не увенчалась успехом: уже к 600-м гг. их вытеснили индейцы карибы. Европейская эра началась, как и во всем этом регионе, в эпоху Колумба, который знал об этом острове еще с 1493 г., но высадился на нем лишь в 1502 г. во время своего четвертого морского похода. Испанцы золота на острове не нашли и потеряли к нему интерес. Зато французы спустя столетие очень им заинтересовались.В Европе началась Тридцатилетняя война (1618-1638 гг.), и Франция поспешила использовать эту ситуацию с целью упрочения своих позиций на международной арене. Понадобились земли близ Америк. Вест-индскую экспедицию возглавил капитан Шарль Флери (17 в.), известный своим партнерством с "потомственным" пиратом, состоявшим на французской службе, - Жаном Баром (1650-1702 гг.). Так что первоначально у берегов Мартиники в 1619 г. появился Флери и французские флибустьеры: Жан де Монтрейль, Жорж де Наге де Сен-Жорж и др.
ОСТРОВ С ХОРОШИМ ВКУСОМ
Этот вкус диктуют французы, ну а все прочие сдабривают его собственным национальным колоритом, создавая уникальный мультикультурный коктейль.
В 1635 г. кардинал Ришельё (1585-1642 гг.) создал "Компанию островов Америки". Людовик 13 (1601-1643 гг.) передал ее акционерам право на владение островами Вест-Индии между 10" и 30" северной широты. Но собственники компании к 16649 г. попали в финансовый коллапс, и Мартиника ушла с молотка вместе с Сен-Люсией, Гренадой и Гренадинами за 60 тысяч франков. В 1964 г. остров снова был выкуплен государством. Франция устроила здесь сахарные плантации и сделала его крупнейшим (буквально до недавнего времени) экспортером сахара в Европу. С 18 в. на Мартинике успешно выращивают какао. Для обработки плантаций завозили рабов из Африки: гордое индийское население было невозможно поработить карибы предпочитали смерть рабству, и их постепенно почти полностью истребили. Африканцы устраивали восстания (особенно в 19 в.), пытаясь свергнуть режим рабства и вообще очистить остров от белых. Под "давлением общественности" французы в начале 19 в. отменили рабство, но Наполеон (1769-1821 гг.) восстановил его. Окончательно рабство исчезло из жизни островитян лишь в 1848 г.
С отменой рабства остров наводнился тамилами (выходцами из Восточной Индии), которых набирали в качестве дешевой рабочей силы. Сегодня они составляют как минимум 5-10% населения Мартиники.Позднее тут оказались сирийцы, ливанцы и китайцы. Особое сообщество ныне составляют белокожие граждане, которые являются аристократичными потомками французских и британских поселенцев. Их называют "беке", и хотя эта группа немногочисленна (около 5000 чел.), но именно "беке" контролируют сельское хозяйство и торговлю. На протяжении своей истории остров не раз атаковался англичанами и одно время принадлежал Британии, но он был столь важен для Франции, что та делала все, лишь бы сохранить его. Несмотря на то что с отмены рабства прошло более полутора веков, а колониальный режим преодолен в 1946 г. вместе с получением Мартиникой статуса "заморского парламента" Франции, тема борьбы за свободу невероятно актуальна на острове и по сей день. Ей и особенностям островной культуры в 20 в. посвящали свое произведения мартинийские писатели и поэты (Эдуар Глиссан и мн. др.).
Слияние разных этносов породило уникальный колорит местной жизни и особое, овеянное романтизмом и символизмом сознание: "Страна, в которую возвращаешься", "Гоммиер" ("Деревянная рыбачья лодка"), символизирующая общество, живущее в окружении моря, или "Бакуа" (т е. высокая коническая шапка), напоминающая о доминировании исконной крестьянской культуры, - таковы лишь основные эпитеты Мартиники. Здесь шумно отмечают День взятия Бастилии и День отмены рабства. Главный город - Фор-де-Франс - напоминает Париж, в нем существуют столичное "Французское сообщество" (французы, которые жили на острове временно), а в самом Париже обитает значительный процент мартиниканцев. С Францией тесно связана и местная экономика, это один из основных торговых партнеров и донатор различных субсидий. И даже признаком принадлежности к элитным слоям общества считается именно французский язык, столичный акцент и иностранное образование. Говорить на креольском в общественных местах почти неприлично. В свою очередь Франция расположила Мартинике третий по мощи (после США и Кубы) военный контингент в Карибском регионе. Почти треть населения - безработные, поэтому наличие социальных программ и всех прав французских граждан крайне важно для островитян. В общественной жизни женщины уступают мужчинам, чего не скажешь о жизни семейной, где царит, по сути, матриархат. Общество не приветствует неравные браки в социальном смысле и смешанные в этническом . Так что на Мартинике можно встретить стереотипы, изжитые в других местах, и при этом прильнуть к совершенно новым тенденциям например в современном искусстве, для поддержки которого на острове существует развитая инфраструктура, позволяющая ему принимать крупнейшие фестивали.