Залив на пересечении путей между Европой, Азией и Африкой
ПРОХОДНОЙ БАЛЛ
В переводе с арабского "акаба" означает "проход". Что касается залива с этим именем, то тут мы имеем дело не с поэтическим преувеличением, как, например, в случае с Красным морем, а с конкретным историческим фактом.
В древности Акабой арабы называли путь из Египта в Финикию, пролегавший по скалистым берегам северной оконечности залива. На месте города Акабы на юго-западе современной Иордании поселение существовало, как считают археологи, уже около шести тысяч лет назад. В обозримом прошлом Акаба последовательно принадлежала эдомитам, набатеям, римлянам, византийцам, крестоносцам, город-порт входит в Арабский халифат и Османскую империю.
Весь этот город (население - 100 000 чел.) - своего рода иллюстрация к некоторым страницам истории Ближнего Востока. В 12 в. арабы построили хдесь форт, в 14 и 16 вв. он перестраивался. Остатки этой крепости можно увидеть и сегодня, как и открытые археологами для всеобщего обозрения остатки арабского города, основанного приблизительно в 650 г., и римско-набатейского города. На холме Телль аль-Халифа раскопаны три поселения: первое из них датируется 10 в. до н.э. Акаба связана и с биографией Лоуренса Аравийского (Т. Э. Лоуренса), бывшего одним из руководителей, наряду с Ауды ибу Тайи, Арабского сражения (июль 1917 г.) - взятия Акабы, последнего османского порта на Красном море.
По своей геологической истории Акабский, или Эйлатский, как его называют в Израиле, залив - часть разлома Восточно-Африканской рифтовой системы. Здесь нет сильных течений, почти не бывает штормовых волнений, всегда прозрачная теплая вода. И по насыщенности морской фауной мало какие еще места на свете могут сравнится с этим заливом. В коралловых рифах живет более 1000 разновидностей рыб, 110 видов мягких и 120 видов твердых кораллов. Водятся большие крабы, креветки, омары.
Порой кажется, что дайверов здесь уже не меньше, чем обитателей моря. И с каждым годом их приезжает сюда все больше.
БОЛЬШОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС. БЕЗ ОТВЕТА
Этот вопрос о том, может ли спасти Мёртвое море переброска воды в него из Акабского залива по каналу либо трубопроводу.
Мёртвое море (бессточное озеро, уровень солености - 260 - 300%) за последние 50 лет обмелело на 20 м. И тут все взоры специалистов обращаются на Акабский залив.
По мнению сторонников проекта переброски воды (первая его версия относится к 19 в.), обсуждаемого без малого 20 лет, в итоге все будет очень хорошо.
Мёртвое море наполняется водой, специальные установки выдают опресненную воду, гидроэлектростанции вырабатывают дополнительную энергию, развивается инфраструктура пустыни Арава. Предполагаемая длина канала (трубопровода) - 180 км. Всемирный банк, а также США, Голландия и Франция готовы выделить средства на реализацию проекта, причем если поначалу речь шла о 4 миллиардах долларов, то в последнее время называется цифра уже порядка 5 миллиардов и выше. Но даже сторонники этого проекта в Израиле испытывают большой скепсис по поводу его эффективности. Тут уместно вспомнить русскую поговорку "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". "Овраги" больше всего касается перспектив Мёртвого моря. Кроме того, есть и такой: по математически просчитанным физико-химическим моделям можно предположить, что в результате смешения вод в заливе начнется гибель кораллов, сокращение количества коралловых рифов и соответственно гибель части его фауны, даже больше - всего Красного моря.
Министерство туризма Израиля разработало альтернативный проект, не затрагивающий Акабский залив. По этому проекту предполагается дробление девятиметрового соляного слоя Мёртвого моря и вызов соли. Есть и другие варианты спасения моря, которые сейчас рассматриваются. Но сторонники проекта переброски вод не сдают позиций, подключая к ним политическую составляющую: канал, служащий интересам Израиля, Палестинской автономии, Иордании и Египта, будет способствовать стабильности в регионе. От того, придут ли участники дискуссии к единому видению проблемы, судьба Акабского залива зависит напрямую.