София

Столица страны, нареченная Мудрой

БОЛГАРСКИЙ ГОРОД С РИМСКОЙ РОДОСЛОВНОЙ

София по-гречески означает "мудрость, мудрая", а также "искушенность" и "мастерство". Это имя город обрел в 14 в., хотя его так называли раньше, по храму Св. Софии. Но еще до этого он сменил несколько имен.

И за каждым из них - насыщенная значительными событиями страница истории города, а ей в целом - около 7000 лет. Археологическими раскопками установлено, что первые поселения на территории нынешней Софии появились в эпоху неолита (6 тысячелетие до н.э.) и энеолита - так называется переходный период от каменного века, или неолита, к бронзовому веку (4 тысячелетие до н.э.). В 8-7 вв. до н.э. на это хорошо обжитое место у подножия большой горы ( впоследствии названой Витошей) приходит одно из фракийских племен - серды. Римляне, завладевшие их поселением в 1 в. уже новой эры, соответственно назвали его Сердикой  и сделали столицей своей провинции Фракия. В этом статусе город (при римлянах бывшее поселение приобрело уже черты города) пребывал вплоть до конца 3 в., а с этого времени стал центром вновь созданной провинции Внутренняя Дакия, тогда же приобрела новое имя - Ульпия. Но название Сердика также осталось в ходу. Уютная, компактная и в то же время укрепленная Ульпия-Сердика, защищенная горами и богатая минеральными источниками, приглянулась императору Константину 1 Великому (272-337 гг.). Именно отсюда он долго управлял Восточной Римской империей, пока не понял, что по более важным, государственным, соображениям следует переселится поближе к морю. Так был сделан выбор в пользу древнего греческого города Византия на европейском побережье Босфор. Но в Сердике император оставил резиденцию епископа. В 343 или в 344 г. в соборе Св. Софии состоялся Сердикийский поместный собор, принявший 20 правил, вошедших в православной церкви в общий свод церковного права. 
В эпоху так называемого Великого переселения народов (5-6 вв.) город пережил нашествие гуннов, готов и других варваров. Конец этому положил римский император Юстиан 1 Великий (483-565 гг.). Город при нем был отстроен заново и стал административным центром Византийской империи под именем Триадица.
В 809 г. Сердика (уже под болгарским именем Средец) вошла в состав первого Болгарского царства, которое было образовано в 681 г. и с 1081 по 1186 г. подчинялось Византии. Став частью Болгарии, город получил славянское название - Средец. В 12-13 вв. люди все чаще называли его Софией по одноименному очень почитаемому храму. И выходит, что имя городу дал сам город.
Но очень скоро, в 1382 г., он был завоеван турками-османами. И на четыре столетия София стала резиденцией бейлербея османской провинции Румелия. С приходом турок полетели кресты с храмов, без лишних церемоний превращаемых в мечети. Болгары сопротивлялись исламизации и в 1599 г. даже смогли занять город, но лишь на несколько недель. Финалом каждой такой вспышки сопротивления были жестокие казни болгар. Спасение своей страны они видели в союзе с Россией. В ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. София была освобождена от турок, а в 1879 г. стала столицей независимой Болгарии. Тут сыграла свою роль принципиальность профессора Харьковского университета, историка, болгарина Марина Дринова, сумевшего отстоять точку зрения в дискуссиях с союзником России Австро-Венгрией  о будущем Болгарии. Австралийцы планировали сделать столицей город Велико-Тырново, тоже славный и древний. Но все же больше чаяний народа связано именно с Софией, считали сами болгары. Победившая в этом споре о столичном "пресолонаследии" София сразу же стала бурно прирастать народонаселением (при османах здесь жило всего 12 000 чел.). В 1882 г. был заложен храм-памятник Александра Невского в память о русских солдатах, отдавших свои жизни за свободу Болгарии. И по сей день этот храм - одна из наиболее известных и любимых самими горожанами достопримечательностей Софии.

"РАСТЕТ, НО НЕ СТАРЕЕТ"

Таков девиз Софии. Подписаться под этими словами могли бы очень многие города. Но мало подписаться, надо еще доказать это своей энергией. Софии это удавалось не всегда, но она действительно старается быть молодой духом.

Сразу же после освобождения от османского ига в городе началась масштабная "генеральная уборка": прежде грязные пыльные улицы были замощены, проложены самые современные на то время системы канализации и водопровода, росли новые дома, церкви, школы, за несколько лет появились буквально целые улицы. София стремительно возвращалась в Европу, сохранив в себе органически ей присущее обаяние Востока: пять веков турецкого влияния, разумеется, не могло пройти бесследно. Особенно расцвел город при царе Борисе 3 (годы жизни: 1894-1943, годы правления 1918-1943). За исключением времени войн. Во Второй мировой войне Болгария была союзником Германии, как, впрочем, и в Первой мировой, хотя своих солдат на Восточный фронт не посылала, а лично царь Борис даже способствовал спасению болгарских евреев. И все же за свою политическую недальновидность страна поплатилась, в том числе бомбежками Софии. 9 сентября 1944 г. в город вошла Красная армия.
Сменилась власть стал меняться и облик города. Появляются здания так называемой сталинской архитектуры. Одно из типичных в этом стиле отель "Шератон София Балкан" (бывшая гостиница "Балкан"). Росла и промышленность, появились и расширялись заводы. Индустрия столицы стала выпускать шестую часть промышленной продукции всей страны. Такое положение сохраняется до сих пор, что позволяет городу относительно неплохо чувствовать себя в финансовом плане, но остро ставит социальные проблемы, поскольку не все предприятия работают эффективно. Актуальны и проблемы экологии, связанные с промышленными выбросами. Улучшение в этом плане назревает. Изменить радикально экономическую основу жизни большого города, дело очень сложное, тут нужны и новые идеи, и серьезные ресурсы, а экономическое положение Болгарии сегодня блестящим не назовешь.
Но один ресурс у Софии точно есть. Ее жители - большие патриоты. И чтобы лучше узнать этот город, самое правильное - попытаться взглянуть на него глазами софийцев. Для них самое большое счастье венчаться или крестить детей в одной из самых ранних христианских базилик Европы, в храме Святой Софии. Большую гордость они испытывают когда показывают гостям, своим личным и просто туристам, мост Львов и мост Орлов, многочисленный православные храмы, хранящие очень ценные иконы, здание Национального театра "Иван Вазов" - несколько помпезное, но при этом очень гармоничное, бывший королевский дворец, в котором сейчас размещается Национальная галерея, здание Судебной палаты... В Софии не один туристический маршрут и каждый по-своему неповторим. Но отдельное удовольствие для всякого коренного жителя города - провести какое-то время на одном из бульваров под каштанами. Самые знаменитые бульвары Софии - Витоша, Царя-Освободителя, Патриарха Ефтимия. Здесь можно выпить кофе, встретить с приятелями и обсудить все, что происходит в мире, стране, городе и в семье всем знакомого завсегдатая этой кофейни, получить и дать совет, до которого никакой психотерапевт не додумается. В чем-то эта атмосфера похожа на парижскую, в чем-то на одесскую, но при этом она неповторимо софийская. У молодежи свои предпочтения: они разные, но, пожалуй, самые популярные из них - это катание на скейте и посещение Центра современного искусства Red House, где регулярно проводится высадка молодых художников, лекции и дебаты на самые неожиданные темы, но связанные с актуальным искусством, ворк-шопы и мастер-классы знаменитых западноевропейских художников, архитекторов и дизайнеров, кинопоказы, перформансы и т.д. Почти на все события в Red House вход свободный. Для свободно мыслящих людей.