Тонга

Дружелюбные "викинги" Тихого океана

ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ДЕНЬ,

где слышится дыхание океана, по воле которого исчезают и вновь появляются острова, - там живут загадочные тонганцы, представляющие одну из самых древних и самобытных наций островов Тихого океана.

  Суда из Новой Зеландии, держащие курс на Гавайи, примерно на трети пути непременно встречают обширный архипелаг, включающий в себя около  170 островов. Точно их подсчитать невозможно, так как порой они появляются либо исчезают. Например, новый остров по имени Хоум очередной раз обозначился в поле зрения картографов совсем недавно, в 2006 г., - в результате извержения одноименного вулкана. Он уже появлялся и раньше, к чему приводило смешение вулканического пепла и ряда химических элементов предыдущих извержений с потоками воды. Из-за активных геологических процессов в этих местах некоторые острова погружаются под воду. А маленький Ниаутопутану давно "решил" поменять свое местоположение и теперь перемещается по океану с видной для геологической структуры скоростью - примерно 25,4 см в год.
  Все эти чудеса происходят на территории полинезийского государства под названием Королевство Тонга. Его владения растянулись в водах Тихого океана почти на 800 км с севера на юг. Формирование архипелага началось несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор: самый древний остров Эуа с возрастом около 5 млн. лет, а о самом юном - острове Хоум - мы только что рассказали. В его состав входят острова вулканической природы (например, Ага, Хунга-Хаапай, Хунга-Тонга, Као, Тофуа), а также поднятые со дна известняковые, окруженные коралловыми рифами (Тонгатапу, Эуа). Последнее характеризуются более низким рельефом. Многие острова покрыты вулканическим пеплом, и порой его глубина достигает 3м. Обитаемые являются лишь 36.
  Архипелаг располагается в районе повышенной вулканической активности: острова Тонга входят в зону Тихоокеанского огненного кольца, в которой несчитывается до 4/5 всех вулканов планеты. Под архипелагом проходит граница конвергентного взаимодействия Австралийской и Тихоокеанской литосферных плит. А по подножию восточного склона одноименного подводного хребта тянется глубоководный (до 6000 м глубиной) желоб Тонга, в котором находится и самое глубокое в Южном полушарии место Мирового океана (10 882 м).
История Тонга тесно переплетается с историей основания всей Океании, так как архипелаг в силу своего географического положения выполнял связующую роль между целым звеном рассеянных в этой части океана фрагментов суши, пригодной для обитания. Недаром, наряду с Самоа и Фиджи, Тонга называют колыбелью полинезийской культуры.
Представители австронезийских народностей, путешествия морем на каноэ, могли оказаться первыми поселенцами архипелага еще в 3 тыс. до н.э., используя острова в качестве транзитных стоянок. Постепенно здесь образовались постоянные поселения, а к 10 в. сложилось тонганское клановое сообщество. Основателем каждого клана считался некий общий для всех его членов прародитель. Причем представления об этих древних предках переплетаются с мифологией, где все они считаются родственниками. Поэтому сами тонганцы - это некий гиперклан родственных друг друга людей. Та же мифология объясняется, каким образом сын бога Тангароа (Тангалоа, Танаоа, Таароа,Кана-лоа), герой Ахоэиту, объединил всех этих "родственных и близких" в крупнейшее доевропейское государство - Тонганскую империю. Он считается первым представителем туи-тонга - королевской династии, правившей вплоть до 15 в. С тех самых пор многие правители с почтением и в память о нем брали имя "Ахоэиту".

ВО ИМЯ ДРУЖБЫ

На многих полинезийских языках название страны означает "юг", сами островитяне переводят его как "сад". Но пожалуй, наиболее точное определение дал всему архипелагу гостивший здесь Джеймс Кук - "Острова Дружбы": именно дружественность, невероятная терпимость и благостное отношение к своим и чужим являются определяющими чертами тонганского характера.

   Клановая структура тонганского общества отразилась и на иерархии власти: порой один клан сменялся другим. Так, около 1470 г. представите туи-тонга ушли, а на арену политической жизни выступили туихаатакалауа, которых, в свою очередь, в начале 17 в. сменила правящая по настоящее время династия туи-канокуполу. Кстате, авторитет королевской семьи здесь действительно столь велик, что даже праздники ее членов островитяне с радостью отмечают как свои собственные.
  Европейцы открыли острова постепенно. Начало знакомству положили голландские путешественники Виллем Схаутен (1567-1625 гг.) и Якоб Лемер (1585-1616 гг.). Стремясь обойти монополию голландской Ост-Индийской компании, они пустились в кругосветное путешествие в надежде найти новые возможности проплыть через Тихий океан к Островам специй. По пути открыли северную часть архипелага Тонга.
В 1773 г. различные острова архипелага посетил Джеймс Кук. Найдя всюду невероятно дружественный и благожелательный прием, сопровождавшийся обменом подарками, совместным распитием местного напитка "кавы", визитами в жилища вождей, "экскурсиями" вглубь островов и даже участием в некоторых ритуальных церемониях, мореплаватель окрестил один остров "Дружественным". Позднее и весь архипелаг стали называть "Островами Дружбы". После Кука тут побывали испанцы и французы, а с 1797 г. на острова потянулись миссионеры, которым лишь к 1828 г. удалось утвердить свои позиции и продвинуться в деле обращения тонганцев в христианство. Но, как это ни удивительно для эпохи колониализма, Королевству Тонга всегда удавалось сохранить у власти собственных правителей (это единственный случай в истории тихоокеанских стран). Даже когда в 1900 г. королевство получило полную независимость от Британии.
  Несмотря на то что в 2008 г. были найдены месторождения золота, серебра, меди и цинка, отсутствие значительных запасов полезных ископаемых определило ориентацию экономики Тонга на сельское хозяйство и туризм: тонганцам удалось сохранить свою самобытную культуру, в которой большая роль отводится музыкальным представителям и танцам.
  Танец здесь является своего рода "повествованием в движениях", позволяющими визуализировать устные истории. Он имеет глубоко символическую природу, являясь для островитян в прежние времена разновидностью знания: дело в том, что тонганский танец вобрал в себя древние представления о географии, астрономии и навигации. С музыкального рефрена начинаются даже важные дела повседневной жизни, которая также имеет ряд специфических особенностей. Например, тонганцы до сих пор живут большими кланами, причем семья является важной социальной и, в некотором роде, политической единицей, в которой все решается сообща, хотя каждому члену принадлежит своя особая роль. Приоритет отдается опыту пожилых людей, а голос женщины во многих семейных вопросах гораздо весомее мужского. Высоко ценится вежливость и умение достойно вести себя в обществе, а также фантазия и талант превратить обычную встречу в незабываемый праздник, подарки дарить и получать тонганцы любят ничуть не меньше, чем во времена Кука. Особым же развлечением туристов является редкая возможность полюбоваться в прибрежных водах островов на китов, чьи пути миграции традиционно проходят поблизости с июня/июля по ноябрь. Китобойный промысел, процветавший ранее, еще в 1979 г. запретил король Тонга. Королевство вообще стало первым государством Океании, открывшим Национальный парк дикой природы, также одного из основных богатств этой удивительной маленькой страны.