Долина тысячи богов
В ТЕНИ СВЯТОЙ ГОРЫ
Горная область Киннаур известна вершиной Киннаур-Кайлаш - священной горой индуистов возвышающейся на границе с историческим Тибетом.
Индийская область Киннаур находится в тесных объятиях гор и зажата между хребтами Гималаи, Занскар и Дхауладхар. Высокогорный характер местности объясняет, почему Киннаур - не самая маленькая по площади область - стоит в Индии на одном из последних мест по численности населения.
Реки с бурным течением несут свои воды в узких ущельях. Относительно ровные участки области - это долины трех самых больших рек: Сатледж, Спити и Баспа - с притоками.
Единственное в Киннауре большое озеро Нако расположено в центре одноименной деревни. Оно прославилось тем, что на его берегу остался отпечаток босой ноги, который, по преданию, принадлежит самой Падмасамбхаве - индийскому учителю буддийской тантры VIII в.. известному как Гуру Ринпоче, или Драгоценный Учитель, почитаемому как второй Будда.
Климат в Киннауре типично альпийский, с долгой зимой (октябрь-мая) и коротким летом (июнь-сентябрь). В нижнем течении рек Сатледж и Баспа часто идут провилные дожди, приносимые муссонами.
Горы определили и состав местной флоры: она довольно бедная, представлена главным образом жесткими травянистыми растениями. Деревья - преимущественно дубы, каштаны, клены, березы, магнолии. В горах на высоте от 3500 до 5000 м растут можжевельник, сосна, пихта, кипарис, рододендрон.
Относительно многочисленная популяция у таких представителей фауны, как гималайский медведь и горные козы. Здешнее население мало интересуется охотой, предпочитая выращивать яков и дзо, или хайнака (это жвачное млекопитающее, гибрид яка и коровы). В качестве вьючных животных и как личный транспорт используются очень выносливые киннаурские пони.
В течение тысяч лет район Киннаура оставался, по сути, недоступным, и люди, живших в горах, практически не поддерживали связи с жителями равнинных участков. Изолированное положение здешних мест стало причиной того, что нынешним поколениям ничего не известно о прошлом региона, а древние индуисткие легенды упоминают о Киннауре как о промежуточной территории между небом и землей, между богами и людьми. В легендах и мифах главных источниках сведений о прошлом Киннаура - местное население называют киннарами, племенем полубогов. Принято считать, что Киннаур - это земля, где во время изгнания жили пандавы - воины братья, сыновья царя Хастинапуры Панду и его жен Кунти и Мадри: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадев.
Точно известно, что к началу XIV в. Киннаур был разделен на семь районов-кхундов, постояно воевавших друг с другом. Об эпохе феодальных войн напоминают сохранившиеся в Киннауре старинные форты: Лабранг, Моранг и Камру.
В начале XIX в. здешние земли захватили гуркхи - английские колониальные войска, набиравшиеся из непальских добровольцев. Они полностью разграбили Киннаур и сожггли те немногие рукописи. что могли бы рассказать о прошлом края. Англичане создали на месте исторического Киннаура техсил Чини.
После провозглашения Индией независимости от Великобритании в 1947 г. Киннаур вошел в состав округа Махасу.
В 1960 г. была проведена коренная реорганизация административно-территориального деления в Индии по этнокультурному принципу, и Киннаур стал отдельной областью в штате Химачал-Прадеш.
ГОРНЫЕ РОБИНЗОНЫ
Большую часть года люди Киннаура живут отрезанные от всего мира.
Образ жизни местного населения мало изменился с тех пор, как здесь появились первые постоянные жители. Киннаурцы занимаются преимущественно растениеводством - садоводством и овощеводством. Киннаур изветен во всем мире лучшими сухофруктами (в основном яблоками) и питательными семенами сосны-чилгозы (почти такими же, как у известной нам кедровой сосны).
Другой источник доходов здесь - изготовление шалей и ковров на самодельных деревянных станках, передающихся из поколения в поколение. Нередко в домах киннаурцев можно увидеть такой станок с медными деталями, изготовленный, возможно, еще полтысячи лет назад.
Киннаурцы - очень древний народ: он упоминается в "Махабхарате" и является единственным представителем коренного населения индийских Гималаев, не смешавшимся с арийскими племенами и не уничтоженным ими.
В этнокультурном отношении Киннаур принято разделять на ри части. В Нижнем Киннауре - районе города Сангла - живут преимущественно индцсы. Средний Киннаур - район города Калпа - населен буддистами и индусами. Многие местные жители исповедуют сразу и индуизм, и буддизм, что никогда в Киннауре никем не возбранялось. Такая же ситуация в Верхнем Киннауре, находящемся на границе с Тибетом. Несмотря на столь пеструю картину, большинство киннаурцев - буддисты Махаяны. Почти в каждой киннаурской деревушке есть монастырь с религиозным учителем - ламой - и монахами, которые набираются исключительно из касты раджпутов.
Киннаурское общество во многом традиционно (сказалась многовековая изоляция) и состоит из двух больших групп - крестьян и ремесленниковкустарей, представленных разными этносами из каст Каннетов (аналог североиндийских раджпутов изз варны (касты) кштариев) и Сшеджулдов (аналог варны шудр) - шамангов (ткачей и прядильщиков), домангов (медников) и оров (плотников).
Современное домостоение мало распрострпнено в Киннауре, где по старинке строят двухэтажные домас землной крышей. Причем в разных районов есть свои традиции строительства: если в Нижнем Киннауре дома возводят из дерева и камня, то в Верхнем Киннауре они только каменные. Нижний этаж - это стойло для скота и кладовка для припасов на долгую зиму.
Количество праздников, что отмечают в здешних горах, позавидует любой другой штат Индии.
Фестиваль Сазо проводят в январе: люди купаются в ледяной воде горных ручьев, возносят молитвы домашним богам, танцуют и приносят им в жертву часть скромной трапезы. Фестивальский праздник Фагул посвящен Кали - богине разрушения и порядка одновременно. Окончание зимнего сезона отмесают на празднике Байсакхи, когда женщины надевают наряды, сшитые за зиму. Во время июльского праздника Дакхраини богам преподносят цветы. собранные на горных вершинах.
Большой Киннаурский фестиваль отмечается в конце октября, начиная с конца 1980-х гг., когда Киннаур открыли для посещения иностранцаим и паломниками из других штатов. Все они спешат в долину Сангла, откуда виден пик Киннаур-Кайлаш - зимняя обитель Шивы и Парвати. Гора почитаема и индуистами, и буддистами; вокруг нее осуществляется "парикрама" (священный обход), которая занимает 3-4 дня.